57 ЬГ и lid 2Ь \ с5с\дар.твснио<; pii vi пропан itc ж<жс)М11ки
Слр>[011 стороны, оздоровление гос>дарстиемиык финансов и связанное с лим регкое \мсиынение инфляции имело своей об ратной сюронон жес1кое ограничение или даже урезание расхо-дон на н\жлы соииатьного обеспечения («социальный демонтаж») и высокий уровень безработицы
Можно с увереннос1ью предно южить. что госрсгулированне м странах с развитой рьгночной экономикой и [зпредь будет лишаться в замкнутом пространс[вс <магического четыреху]ольника» Вместе с тем оно будет поддерживать систему рыночно-государст-TiCHHO регулируемого, социально ориентированного канитатизма. включая его институты политического плюратизм и демократии, в дееспособном, более или менее стабильном состоянии
Выводы
1Государсгвениое рег>тфованис экономики (госрсгл шронание) предсыа1я ет собой процесс возлсйстрпн 1ос>дарства на хозииствсши к> ли шь обшества и свя т.1нные с пси coiiHii-ibHbie процессы в ходе которого pe,i пшетя )кпио\гнческан и соци.1Льная по ппика юсударствл оспоианнля иа опреле ichhchi шкфине (коиаеп ини) Оно }к.1Юи1ст It себя момент истспо! 1Г.1НИЯ, ucic\i.T I ioitkii причем до сгпАиия п(х;тав1спи11х пепеи испотьзчстся oiipeaenciiHi,iii и iTiop ,члмт[истр,1г11в но-правовых и jkohomumlxkhx средств (ивструмситоп)
2После -не iHKoio кризиса. 1929 1933 гг и особеннп гкк il Второй мировой воины I осрег\ 1ир<инне бьпо органично нстрос}1о н колик, i, цньи) механитм ка-пит.стистического общее 1ма в качсстпс третье!о, верхнеш юя >poiiHJi) наряд\ с двччя другими .сюями» с11онанно-рыночны\г и корпор иинным pcrv ироиани-см В pejyjibTaie стоаитсл рыночно государственно Pli\ шруемыи, соцнапьно opitemitpofhthubui kj}!;тъlliit (согремеииыи x.iiiiir.linj-i" \о:орми иьиол.ио они чдется от исторически ]р1:дшссти<)1к1вШ11х см\ форм к.нич пизма (кдпталпчм cito бодпои KOHKvpcniuur, кориоративно-о inroiio uiCTiriccKiiu iiG В И Ленину «моио-потистическшт- KiinnTtiiii значтттстыю большими iK0Huvin4ecK0ii и социальнои СаСиаьност1,ю зффективностью общественною производства уровнем н клчест-ИОМ Ж1131В1
3в \с1оиия\ CbiLipoii ннтерн.шион.пизащги и поб(Ыизаци11 хошйственнок Жизни и современном мире ннутриэкономпческос и внсиме1коиоч11ческое госре IX пиронамне тесно связаны и luaиroпcpcmcтeиьI
4По объемл ноздсйстнич со с юроны гос\л.1рсгва оыдетяются разпичиые на прав 11:ния госрс! ырования инвестиции, сбыта (вк тшая рсплиронаннс цен), рьижа 1 р>да НИОКР жо ioi ическое социальных отношении внешне жономи ческос и т д
5По характеру воздсйстния на процесс общественного воспроизводства 1ыде чяютсядис ос Ионные формы гасреглтиропания краткосрочное (аттшик-Ыческое), коюрое на Западе чаше всего именуется конъюнктур)юи но гишкои и среднесроч-Htie и дотгосрочнос нетевое pervTnpon.iTinc (оно вктючлет стрчкпрнух) потитику и полнтик\ оСшего стттироигишя экономического роста иа опредс тснную пер (-пектину), коюрое как np.uuno, осуществляется [ри помощи разничного рода пр01Нозов и npoi рамм
6)(1;фск1И!Шость госрсп ]фав.жия дачско це бепрсдс ii.n.i Оцо ие мо/кст преодспеть ци> тчисп, к iinii.-LUiciiPiccKoro посироизиодства с ее \ihoi очие il-hhi.i-ми иегати11ньМ1 пос кистничми постоянно осспеишмь hi.iciikhh \р<>!ень зли!( тости няселения и гго пссстпрпннюю соии.ъи.тю зашигу Оиол1П[Ае1СЯ в чамкн}-гом прос1рлнстнс \iiii4Clkoio чет bipcxyro-ii.mik.i > цепи которою (обеспечение Темпов росга ВВП cop.tзмериых \озяисТ1*С1ИЦ1М} потснциал\ чраиы мини\ии,1-ция безработицы ст.101П.ность цен HHcmHckoiuiMimeLKoe p.iiiiioiieciiej во многом прети поречат др> г др\ гл
7В paiHHTbix странах слоАпись три гтавиыс модели locpcrv тиронаиия (американская, тап,1Дноевропеиская и япоискли), хзрактери !>к)шнеся разлиП[Ь1М соче тлнием основных ииструменгон экономическом noiimiKii (бюлжегю шюгопых. денежно-кредитных, госчдарстиеннои собственности и др )
8Нет никаких объективныхосиов.тиии потагать. что осрсп,лиро1[аиие в обо-зримои перспективе не обеспечито бы паа1ержакие высокого уровня экономической, соципьнои, а на этои осноне и по штнческои етабшьиости и странах Запала Для России и других стр,(н L переходной jKuHOMHkon опьт госрегхлирования на Западе, эффективно лд[1И1ЧИнн.и) к свои\( (.пс-цифич.чким \crioiMniM имеет большое значение
Термины и понятия
Государстве 1Шое рег>тирование экономики (locpen inpoinniie]
Цети госрегхтировзния
Средства (инструменты) юсрегутирования
Напр<1влення госрег) тирования
Формы госрегутиронания
Дере гут ирование
Вопросы для самопроверки
1Как clюпiOLИcя понятие "iос\д,трстпеииоерР1утиров,нис jKOio\nikH>> с ио-ИЯ1ИСМ Окономическая политика гос\д1р<;тва . и <л(ця1и. i венный мечами (Ч"
2Почсм) сонременнни KaruiT.LTHJM стел\ст охарактеризовлт, k.iK рыночно государственно регулируемый соиидт.110 ориентированный к.ипп шим
[очем\ экономическая система в страна Зап.ганой [-иропы в наиботвшеи мере по сравнению с СПК и Японией з,с1>живае Сыть ])азв,и1иои Соци,П1ИЬм рЫНОЧНЬМ \отяиствпм«>
4 Чем оттичаются алминистр.1Т1ШН0 правовые срелсша (инстрх мст ь) юсре-тутирования от Экономических
Каковы критерии выдетония направ 1ении и форм госрег\ тировлния
6 Возможно ли точное котнчствеиное >сгановление вотможностси и границ госрегу Ирования, в чем оли выражаются
Глава 27. Бюджет и налоги
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и 11алоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним - «фискальный» (от лат. Tiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).
В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государствегнгые финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отнощения и т.д.) или иногда просто - «финансы».
1. Государственный бюджет
Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. В России эта величина составляет примерно 1/3.
Понятме государственного бюджета
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предпазначеиных для финансового обеспечения задач ифунктшй государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течеш1С и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осущест-[щению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением назьмшется бюджетным процессом.