назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [ 182 ] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


182

оказывается из единого атрарною фонда (ФЕОГА). на который приходится 3/4 исех бюджетных расходов Союза. Такое содействие нацелено на достижение и поддержание как минимум самообеспечения стран - членов ЕС ос[Ю[п-1ыми продуктами ншания умеренного пояса (зерно, мясо, молоко и т.д.) и сохранение достаточно сильной прослойки крестьянства как одной из важных опор социальной стабильности общества (см. 39.5)

Кроме того, длительной поддержкой ка безвозмездной основе пользуются структурно-кризисные отрасли промышленности, объем производства которых ло тем или иным причинам имеет тенденцию к снертыванию. Так, в Зана.тнои Европе к ним относятся угледобыча, текстильная npoMf.ntnennocib. черная металлургия и судостроощс. 11рс;и)ставляемая им п<)мошь. прежде всего финансовая, обеспечивает плавное сокращение npoLi жодст-ва до масштабов, при которых выпускаемая продукция конкурентоспособна и может находить сбыт. Эта помошь смягчает также негативные социальные последствия кризиса указанных отраслей для занятых в них работников, которые переучиваются на новые специальности, получают единовременные пособия hjoi имеют возможность досрочно yiiTH на пенсию Типичный пример «ко.м-мунитарнои» (в рамках ингегранионною обьединения) программы такс)!о рода - «план Давипьона для черной металлуршн стран - членов ЕС.

Новейшие, «устремленные в будушее» oipacJHi, как правило, получают государственную подзержку на временной основе. д,о освоения ими рспщбельного массового пронзподстпа принципиально новой продукции.

Такую помощь, в частности, поисемсстно получила микроэлектроника, а в Западной Европе - еще и гражданское авиастроение (изютовление европейских аэробусов «А-310»). Подобная помопть может бь[ть как безвозмездной, так и лыот!1ои, возвратной (после достижения соответствующей рен габельпостн).

Из регионального фонда ЕС осуществляются «коммунитар-ные» программы экономического содействия структурно слабым регионам. Вся территория ЕС разделена по уровню экономического развития на пять категорий pci ионов. Чем ниже уровень экономического развития данното pei иона и соответственно его категория, тем большую поддержку он получает от ЕС «Коммунитар-ные» региональные программы в каждой стране - члене ЕС дополняются пацион;тльными.



5. Возможности и границы государственного регулирования экономики

Возможности и границы эффективности госрегулирования не мог>т получить точной количественной оценки уже потому. 410 они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госре[ул ирования, например социальная стабильность в об-niecTBe, вообще ие имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно предложить лишь некоторые качестве н н ы е оценки возможностей и границ госрег>лирования.

Госрегулирование в целом, безусловно, доказшю свою высокую эффективность. После того, как оно бь1Л0 ие гроено в хозяйсг-венный механизм капиталистического обшества, развитие стран Запада .характеризуется высокой зкономическо)! дипамлкон, быстрым ростом эффективности обпгествениого производства, более или менее умереннои безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением нротворечии и достаточной социшьной сгабильнос1Ыо- Всем эшм рыночно-государственно регулируемый, социдтьно ориентрованный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции

В то же время эффективность госрегулирования далеко не без-1рацична. Гак, оно не может преодолеть цикличность каиигипзс-тнческою воспроизводства, порождающую в понижа1ел1а1ых фазах цикла (кризис, депрессии) массу (яжслых экономических и сониа;нлп.1Х проблем. В точение лштсльных периодов оно не и состоянии, несмотря на все усилии, обеспечить црисмлечою. соци-ajibHo терпимою уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения. Именно гак обстоит дело в последние два десятилетия XX в.. когда сдвиги в технолошческой базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к сверзьмзазшю (Производства и y.vieHbBjcHMK количества рабочих мес1 в ря.ае отраслей и ускорению замещения живого груда трудом, овеществленным в дополнительных элемеи-



ui\основного KamiKLia (машинах, оборудовании и [ и ) Прибсз-работиис. которая п носюдние дна десятилетия }) большинстве стран Запада колеблется в пределах Ю 12v и более, неуютонно обостряется проблема финансирования системы социишною страхования и се поддержания наaocini н\лом качественном уровне

Целевые установки «магическою чс [ ырехутольника» во MHOIOM противоречат друг другу. Это отчет.аиио проявилось иа протяжении всего периода после Второй мировой воины Так, не-окейнсиаиская моде.чь [осрегулирования 50-х - первой половины 70-х Г[, благоприятствовала быстрому экономическому росту и резкому повышению уровня занятости, но одновременно она действовала в сторону постепенного вы зревания бюджетною кризиса и развязывания крупномастшабнои инфляции. Экономика к концу «кейнсианской эры-> оказалась «зарегулированной». Обложение доходов ирсдиринимателеи и лиц наемного труда nanoi ами и взносами на нужды социального страхования достщдо такого уровня, при котором оказались в значительной мере подорванными стимулы к накоп.лению капитана путем реинвсстироиаштя прибыли, а также к более ингенсипному и производительному труду. Все это. а также ряд других факторов поставили на повестку дня проблему так на}ьп»аемого л е р е г у т и р о в а н и я экономики. Kofopoc стапо осушест вдя ibcw с конца 70-х гг на i рсбнс цеоконсе-рва[иннои волны в политической жизни стран Запала

Дерегутирование включало три основных аспекта а) распродажу части государственной собствен[1ости, которая, например, п США принесла в федеразьныи бкджст 40 млрд дол.г, б) уста[[Ов-ле[ие режима жесткой экономии бюджетных расходов (т.е их ограничите и. гю возможности, сократение). что удалось в тораз.щ меньшей стстени. чем первое; в) уменьп1е[]ие налогов, преследо-вавп[ее цель повыси 1ь их собираемость и стимулировать экономический рост, который бы обеспечил обпгее увеличение массы собираемых налогов {удалось веще меньшей степени).

Результаты дере[у.лирова1Н1Я ока за) ись далеко lit однозначными. С одной стороны, бюджешын кризис на Западе бЬ1л преодолен И.И1 значИС.льно смягчен. Так. в СШЛ дефшщт федера.1Ыюто бюджета п 1997 г составил по отцои1ению к ВВП тол1жо (),5г ио сравнению с Зс и 1990 г.. а в среднем по странам - членам СС дефи1Н1т иенфальных {федеращных бюджетов) - соответственно 2.3/f против 3.5% Правда, в Япо[1Ии этот показатель вырос с (),5< в ]990; ло4,2 я ]996/. и дцшь гз J997 j. ннoвьcJЦiзп.тcя ло 3.7V

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [ 182 ] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]