назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [ 156 ] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


156

1 Денежный рьнюк и рынок KaniiTJLioii495

Срочных потребностей, то рынок капиталов обесиечиваег долгосрочные потребности Б финансовых ресурсах.

На рынке средне- и долгосрочных банковских кредитов заемные средства выдаются компаниям для расширения основного капитала (обновление оборудования и увеличение производственных мощностей). Такие кредиты, как правило, предоставляются инвестиционными банками, реже - коммерческими.

Фондовый рынок обеспечивает распределение денежных средств между участниками экономических отношений через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость и могут продаватыгя, покттаться и погашаться.

Основные функции фондового рынка заключаются:

•в централизации временно свободных денежных средств и сбережений вяя финансирования экономики;

•в переливе капитала с целью его концентрации в технически или экономически прогрессивных отраслях и наиболее перспективных регионах;

•в ликвидации дефицита государственного бюджета, в его кассовом исполнении и сглаживании неравномерности поступления налоговых платежей;

•в информации о состоянии экономической конъюнктуры, исходя из состояния рынка ценных бумаг.

Фондовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. Основными эмитентами этого рынка являются частные компании и государственные органы, основными объектами сделок - nenfibie бумаги. Размещение вновь выпущенных ценных бумаг происходит путем либо подписки, либо открытой продажи.

На Вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либо причинам не котирующихся на бирже (например, через банки).

Различные виды ценных бумаг, формы вкладов и кредитования получили в экономической литературе и офииигитьных документах обобщаюшее определение - финансовые инструменты.



Государство и финансовый рынок

BiLiMMooTiioHiCHUM 10сударс1ва и финансового рынка мнош-нланоны. Г(к"\дарсшо может выступать кредитором и заемщиком, устапавлпнуть обпшс правила функциониропания рьшка и ос>-1лествля1ь повседневный контроль ta ним. проводить через рынок офпц11а.1ьнук) денежно-кредитную политику и даже более широ кие экономические мероприятия.

Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). Ведь от сосгоянии фондовой) рьптка п значительной мере зависит устойчивое функционирование напиона-тьиой экономики. Б первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организа ционной заверщснности, стандартизации операций и жесткого контроля. Этими вопросами в странах с рыночной экономикой занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная ко миссия но ценным бумагам и биржам в США или Фсдер;и1ьная комнссим по р1>!пку ценных бумаг в России.

Вместе с тем международный финансовый кризис, начавп1ии-ся в 1997 Iнамяшо продемонстрировал, чго методы регулирова ния финансового рынка перестают соотвсгс1 вовать возрастающему уровню разни шя и интеграции финамсоШ1Х рьнзков.

Финансовые ролики по своей природе нестабильны, Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала повыи1ают риск нестабильности национальных рынков и опасность распространения сс на другие рынки. Поэтому роль органов государствениого регулирования возросла с увеличением финансовых потоков, расщирснисм финансовых infcipyMCHTOB рынка, появлением новых cio участников.

Особенности финансового рынка России

Так называемые новые финансовые рынки (emerging markels) развиваюищхо! странах и странах с переходной экономикой имеют некогорые особенности. Для них в настоящее время существует больпте возможностей привлечении внешнего канитдпа и пиформании об опыте других стран, чем в период формирования фиг!ансовых рынков развитых стран в прошлом. Поэтому процес-



2 PbiHOfv ценных б\маг497

сы на новых рынках харак1ериз>ются резкими колебаниями н бочсс быстрым темпом рашития

В ходе финансового критса в России ныяиилась }1еобхояи-мость формирования такой cipyKiyphi финансовых инструментов, коюрая обеспечивает переориентацию финансовых поюков на обслуживание потребнос1еи конечных заемщиков, повышение эффективное ги притока свободных ресурсов и их вложение в иро-луманные экономические проекты В условиях, когду снижение Конкурентоспособности государственных ценных бума! Создает реальные возможности ;uih развития других финансовых инструментов, формируются предпосылки для выхода иа российский фИ1!ансовыи рынок корпоративных эмитентов

Произошла также переоценка роли финунсового рынка Он уже не рассматривается и качение юкохкнииа .иьчьиеишего развития экономики и не юм Ьолее того, становится все очевиднее, что именно развитие реальною сектора экономики, переход производителен к преимущественному использованию денежных форм расчетов должны ста1ь прелюдией к эффективному расширению операции финансово-кредитных институтов с реальным сек юром и последующему оживлению работы финансового рынка

К особен/госгям российского финансового рынка относится И1ачимость его соипальнои составляющей Граждане России требуют разнообразия способов инвестирования своих сбережсьшй и обеспечения личной финансовой безопасности, поэтому при формировании политики в отион1ении рынка цепных бумаг государство не только исходит из потребностей экономики и дос1упности инвестиции, но и ориентируется иа учет потребностей населения и ([СЛОМ Острота социальных вопросов в сфере развития рьшка KanHTtWOB обусловливается также тем, что российские граждане потеряли значительную часть своих сбережений ц результате инфляции, а также деятельности финансовых пирамид. o6MaH>tsunix нкладчиков Для решения этих вопросов был разработан и в марте 1999 г вступил в силу Федера.7ьныи закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рьшке ценных бума!»

2. Рынок ценных бумаг

На рынке ценных бума! обращаются средне- и долгосрочные neHHbte бумаги Под ценной бумагой понимается докуме!1т, удосто-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [ 156 ] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]