назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [ 58 ] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77]


58

come). Деньги, которые он получает в виде страховых премий, приносят ему доход до тех пор, пока он не должен выплатить их по предъявленным требованиям. Так что дополнительно к взносам он получает еще инвестиционный доход, который может помочь ему компенсировать убытки, понесенные им в ходе страховой деятельности До момента поступления страхового требования часто проходит несколько лет, так что страховщик может использовать эти деньги в течение значительного времени (бизнес, при котором требования могут возникать много времени спустя после страхования, называется хвостатым бизнесом (long-tail business).

Когда страховщик обеспокоен размером гарантируемого риска, он может отказаться от части своей ставки (аналогично букмекерам) за счет его перестрахования (reinsuring) у другого страховщика. Так, первоначальный страховщик может сказать: «Я беру на себя первые £10 млн любого убытка, перестраховщик (reinsurer) возьмет на себя следующие £10 млн, а я покрываю все, что свыше этой суммы». Очевидно, что часть страховой премии должна перейти в руки перестраховщика. Многие крупные риски также будут с самого начала распределяться между рядом страховщиков, каждый из которых берет на себя определенную часть ответственности.

Принцип во многом остается тем же самым, является ли начальный страховщик компанией или Ллойдовским синдикатом (syndicate) Большая часть страхового бизнеса в Великобритании ведется страховыми компаниями, особенно в отношении наиболее стандартных типов бизнеса, таких как страхование домов или автомобильная страховка. Ллойд лучше всего известен в области морского страхования и в страховании необычных видов риска

Страхование имеет свои циклы. Когда бизнес выглядит прибыльным, растет конкуренция, тем самым снижая сумму премий. Предприятие становится все менее прибыльным, пока все отрасли резко не скатятся к убыткам. Затем конкуренция прекращается, премии могут снова возрасти, и обновленный бизнес становится прибыльным. Понятие страхового цикла применяется к компаниям общего страхования точно так же, как и к Ллойду, но убытки Ллойда в конце 80-х - начале 90-х гг. совершенно не соответствовали обычному циклу страхования (underwriting cycle) (см рис. 19 1).

Как работает капитал Ллойда?

Страховая компания полагается на собранные страховые премии плюс собственные средства для покрытия рисков, которые

она страхует (хотя часть этого риска она могла отдавать на перестрахование). Ллойд, хотя его члены тоже использовали перестрахование, традиционно работал на основе другого принципа. Как мы видели, этот принцип претерпел важные изменения, но эти изменения будет легче оценить, если мы сначала разберем традиционную схему

Члены Ллойда подразделялись на действующих членов, которые вели страховой бизнес (соглашались страховать риски, которые к ним приносили), и недействующих членов, которые закладывали свое личное богатство, чтобы ответить по возможным убыткам. Удивительно, но недействующие члены тоже назывались «страховщиками», и оба вида членов, которые рисковали своим состоянием, были известны как Имена (names).

Имена не вкладывали в дело большие суммы денег. Вместо этого они давали поручительство по всем рискам, которые были застрахованы Ллойдом. Другими словами, они всем своим состоянием гарантировали удовлетворение требований, если в этом возникала бы необходимость. Они рассчитывали, что премии и инвестиционный доход будут перевешивать требования и что им никогда не придется выкладывать свои деньги. Но если беда шла за бедой, они могли бы встать перед необходимостью продать все, чем они владели, для покрытия убытков - хотя возможно было застраховаться и против этого риска тоже.

Красота этой системы, когда все шло согласно плану, была в том, что богатство могло бы работать дважды, а иногда и большее число раз. Чтобы стать Именем, человек должен бьш быть в состоянии показать минимальный размер богатства (исключая свой дом и некоторые другие виды активов): в 1999 г. эта сумма составляла £350 ООО. Но та сумма, которую он должен бьш иметь в наличных деньгах, была значительно меньше. Так что заметная часть этих £350 ООО могла бы быть, скажем, инвестирована в акции и облигации и приносить доход для своего владельца. Одновременно она предоставлялась в качестве необходимого обеспечения для страхования рисков, которые страховались синдикатом. Когда страховой бизнес синдиката приносил прибыль, владелец Имени получал свою часть этих денег.

В прошлом также присутствовали и существенные налоговые преимущества, в которых заключалась одна из привлекательных сторон для получателей большого дохода и богатых людей. Некоторые из средств, используемых на страховом рынке, позволяли платить налог по более низкой ставке, чем мог бы заплатить участник синдиката в другом случае. Снижение максимальной ставки подоходного налога до 40% в Бюджете 1988 г. отчасти разрушило эти налоговые преимущества обладания Именем члена Ллойда.



Структура синдиката

В теории все члены Ллойда действовали как отдельные лица. На практике же они группировались (и до сих пор продолжают группироваться) в синдикаты. Одно Имя могло распределить свой риск за счет принадлежности к разным синдикатам. Действующий страховщик, или гарант (working underwriter), который был профессионалом Ллойда, соглашался страховать риски от имени синдиката. Дела доставлялись к нему брокером Ллойда (Lloyds broker), который представлял клиента, желающего получить страховку, и чьей обязанностью было получить ее на самых лучших условиях. Имя представлялось своему синдикату или синдикатам членским агентом (members agent), который должен был присматривать за его интересами. Агент-распорядитель (managing agent) следил за организационной стороной бизнеса синдиката. Страховые агентства (underwriting agencies) иногда объединяли агентов-распорядителей и членских агентов в одну организацию. Отчеты подписывались (и продолжают подписываться) через три года, к которому они относятся, из-за продолжительного времени, требуемого для оценки требований. Так, результаты страхования за 1997 г. были объявлены в мае 2000 т.

1 50Г

2 1 00

JL«.I

Рис. 19.1. Прибыли/убытки до уплаты налогов членов Ллойда. Огромные убытки Ллойда в коние 1980-х и начале 1990-х гг. унесли с собой многие Имена, которые инвестировали свои деныи. Следовательно, они не могли получить выгоды, когда после 1993 г. восстановился более нормальный страховой цикл. Источник: Lloyds of London

Скандалы и регулирование

В прошлом Ллойд регулировал все свои дела в соответствии с актом парламента. Самое последнее законодательство по это-

му вопросу - это Закон о Ллойде 1982 г., принятый в ответ на скандалы конца 1970-х и начала 1980-х гг. Но на протяжении долгого времени существовало давление с целью перевести Ллойд под такой же режим регулирования, как и все остальные институты Сити. С 1999 г. регулирующим органом для Ллойда планировалось сделать Управление по финансовому надзору.

Закон о Ллойде 1982 г. был принят не для решения проблемы возможного конфликта интересов в структуре рынка, а для борьбы со скандалами, которые распадались на несколько категорий. В центре проблемы находилось сильное подозрение, что некоторые из рыночных профессионалов сами обогащаются за счет пассивных инвесторов - внешних имен, чье богатство и позволяло работать рынку Брокеры злоупотребляли чрезмерным давлением на синдикаты в целях расчетов по сомнительным требованиям. Некоторые страховые агенты вели более широкий бизнес, чем тот, гарантировать который был уполномо-1чен синдикат, тем самым подвергая его риску чрезмерных убытков. Перестрахование осуществлялось через офшорные компании, акционерами которых были действующие члены, о чем они не сообщали Именам, и которые могли быть высокоприбыльными. Существовало и подозрение в отношении дочерних синдикатов (baby syndicates), чьими членами были профессионалы Ллойда и к которым могли направляться самые прибыльные сделки. Многие страховые агенты управляли параллельными синдикатами (parallel syndicates), при этом риск одного синдиката мог покрываться за счет другого.

Были случаи, когда участники подозревались в обмане, или еще более худшие случаи прямого воровства денег, принадлежащих Именам. Проблемой для тех Имен, которые много потеряли в результате этих скандалов, было осознание того факта, что 1Ьни пострадали из-за нарушений правил Ллойда или мошенничества (в случае которого они могли бы рассчитывать на компенсацию от Ллойда), а не только от плохого менеджмента (в случае которого они бы должны были взять на себя убытки, если только им не удалось отбиться от возложения на них подобных требований в суде). В самом крупном деле того времени - деле синдикатов PCW - Имена столкнулись с убытками, насчитывающими сотни миллионов фунтов стерлингов. Но худшее было впереди.

В ходе страхования за период с 1988 по 1992 г. синдикаты Ллойда понесли убытки на сумму свыше £8 млрд. Причем они не распределялись по рынку равномерно. Некоторые синдикаты продолжали оставаться прибыльными или терпели относительно скромные убытки. Но другие несли потери, исчисляемые сотнями миллионов фунтов. Вместо получения чеков от



Ллойда многие Имена сталкивались с тем, что от них требовались чеки на сумму стоимости всего, чем они владели (и даже больше), для покрытия убытков. Семейные состояния исчезали, дома, которые принадлежали семьям на протяжении многих поколений, должны были быть проданы (агенты по недвижимости признавали этот «эффект Ллойда» вершиной своего бизнеса). Среди обладателей Имен имели место самоубийства, связанные с подобными потерями Ллойда. А некоторые Имена решили, что пришло время объединиться и сражаться в судах. Как произошел весь этот разгром?

Заключительное перестрахование

Для ответа на этот вопрос нам потребуется глубже заглянуть с систему синдикатов. Теоретически синдикат существует в течение одного страхового года. Имена, которые являются его участниками, могут решить выйти из него в конце этого года, а новые Имена могут войти в него на время следующего страхового года. Но Имена, которые вышли из него, не ощущают отсутствия синдиката. Никакие новые страховые договоры не могут заключаться от их имени, когда они покинули состав синдиката. Но владелец Имени остается ответственным за свою долю убытков, возникающих в ходе тех лет, на протяжении которых он был членом синдиката, пока не будут закрыты бухгалтерские книги за тот период -- а это, как мы знаем, обычно делалось спустя три года после событий.

Даже три года спустя синдикат не может быть уверен, что он удовлетворил все требования, которые могли бы возникнуть в результате сделок, проведенных тремя годами ранее. Предположим, что сегодня на дворе 1999 г, и синдикат хочет закрыть свои книги за 1996 г. Как ему предусмотреть требования, которые все еще могли бы возникнуть в результате 1996 страхового года? Ответ заключается в том, что он использует часть прибыли за 1996 г. как премию, чтобы застраховаться от любых оставшихся убытков, которые могли бы возникнуть в связи с 1996 г. Когда ответственность за все оставшиеся риски передается посредством этого процесса заключительного перестрахования (reinsurance to close), может быть подведена черта под результатами 1996 п, и те, кто были членами синдиката в том году будут знать, сколько прибьши или убытков они получили.

С кем синдикат заключает соглашение о заключительном перестраховании (перестраховывает оставшийся риск в отношении отдельного года)? Обычно это будет тот же самый синдикат в более позднем году, который принимает на себя риск в обмен на премию. Это привело к обвинению в том, что членство в не-

которых синдикатах было преднамеренно расширено за счет приема новых Имен с целью обеспечения пушечного мяса, дабы помочь вьщержать груз убытков, возникающих в бизнесе за предыдущие годы. Если это так, то система подразумевает, что риск увековечивается и что члены синдиката могут пострадать от убытков, возникших в результате договоров страхования в более ранние годы, когда состав его членов мог быть совершенно другим.

Существует еще одна проблема. Если синдикат сталкивается с очень большими или не подлежащими исчислению убытками, которые связаны с предьщушими годами, то он может оказаться не в состоянии провести заключительное перестрахование. В этом случае рассматриваемый год - в нашем примере 1996-й - остается «открытым» после прошествия обычных трех лет, и в течение многих лет Имена, которые были членами синдиката в 1996 г, до конца не знают своих убытков. Мы взяли наш пример из недавних лет, но наиболее острой эта проблема была в начале 90-х гп, когда количество открытых лет (open years) быстро росло и значительная их часть относилась к началу 80-х гг

Спираль эксцедента убытков

Чтобы справиться с трудностями Ллойда, рядом синдикатов стала использоваться другая форма перестрахования - страхование эксцедента убытка (excess of loss). Для защиты от риска катастроф синдикат мог перестраховаться у другого синдиката от возможности превышения убытками определенного нежелательного уровня. Далее часть риска могла перестраховываться третьим синдикатом и т. д. Это так называемая спираль LMX (Lx)ndon Market Excess of Loss). Игра с передачей эстафетной палочки развернулась по всему рынку, при этом существовала возможность того, что первый синдикат получил бы обратно для перестрахования часть того риска, от которого он избавился на первом этапе. С учетом редкости крупных катастроф такое Страхование эксцедента убытка рассматривалось как хороший бизнес теми, кто его в то время начал использовать.

Но конец 1980-х и начало 1990-х гг оказались плохим временем для страховщиков. Произошли такие дорогостоящие катастрофы, как взрыв нефтяной платформы Piper Alpiia в 1988 г., в следующем году ураган Хьюго и штормы в начале 90-х гп в Европе. Так как многие из этих рисков просто перетасовывались на рынке, то в результате возник эффект домино, при котором проблемы одного синдиката воздействовали на следующий.

Вдобавок Ллойд серьезно пострадал и в другой части света. Были огромные требования, в основном из Соединенных Шта-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [ 58 ] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77]