назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [ 53 ] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77]


53

ро были номинированы большинство всех выпусков еврооблигаций. Евро слегка потеснил доллар США на второе место. Кредитные программы составили сумму $486 млрд. Вдобавок к этому были выпущены выпуски евроакций (как первичных, так и вторичных) на международном рынке на общую сумму $179 млрд, по данным Capital DATA.

Таблица 17 1

Международный рьшок: деньги, полученные от размещения облигаций и займов

Международные Займы на еврорьшках

облигации

(SUS млн)

(SUS млн)

1990

214,785

208,773

1991

283,835

149,395

1992

313,307

126,054

1993

441,238

148,703

1994

430,548

178,340

1995

464,284

323,650

1996

681,787

318,995

1997

749,032

364,462

1998

928,721

320,537

1999*

1,380,865

467,821

*Данные на 16 12 1999

Источник. Capital DATA Bondware and Capital DATA Loanware

Таблица 17.2

Международные выпуски облигаций в 1999 г. (до 22.12.1999)

Валюта

Евро

Доллар США Стерлинг Японская иена Швейцарский франк

Облигации с фиксированной ставкой (SUS млн)

398,155.88 437,047.63 69,649.11 24,932.83

Конвертируемые облигации (SUS млн)

Ноты с плавающей процентной ставкой ($US млн)

ВСЕГО Процмш (SUS млн)

26,892,72202,724.80 627,773.40

6.678.56134,813.69 578,539,88 2,237,2825,11139 96,998,77

2.972.573,145.42 31,050.83

20,461,76 615,08 2,494,18 23,571,02

45.30 41,75 7.00 2,24

1,70

Продолжение табл 17 2

Валюта

Облигации

Конверти-

Ноты

ВСЕГО

Проценты

с фиксиро-

руемые об-

с плаваю-

($US млн)

ванной

лигации

щей про-

ставкой

(SUS млн)

центной

(SUS млн)

ставкой (SUS млн)

Канадский

доллар

5,800.03

5,800 03

0.42

Австралийский

доллар

4,326.83

19,01

4,345,84

0.31

Гонконгский

доллар

2,691.01

1,569,76

4,260.77

0.31

Греческая

драхма

2,347.31

199,43

2,546,74

0.18

Новозеландский

доллар

1,819.90

1,819.90

0.13

Южноафрикан-

ский ранд

1,492.71

115,69

1,608,41

0.12

Шведская крона

1,373.56

1,373.56

0.10

Норвежская

крона

i,282.84

1,282.84

0.09

Польский

злотый

1,121.84

1,121.84

0.08

Прочие

3,575.87

55,87

3,643 59

0.26

ВСЕГО

976,079.11

39,408.07

370,250,251 1,385,737,44

100.00

Источник. Capital DATA Bondware and Capital DATA Loanware

Процентные и валютные свопы

Форма, в которой заемщики могут легче всего собрать необходимые деньги, не всегда является той формой, которая лучше всего соответствует их целям. Скажем, компания А обнаруживает, что легче всего собрать деньги под фиксированную процентную ставку, когда она на самом деле нуждается в средствах с плавающей ставкой. Компания В, с другой стороны, не имеет проблем с привлечением средств под плавающую ставку, но реально нуждается в деньгах с постоянной ставкой процента, которая была бы для нее не слишком дорогой.

Решением может послужить своп (swap) - в нашем случае процентный своп (interest rate swap). Компания А выпускает облигации с фиксированным процентом, а компания В выпускает облигации с плавающим процентом. Затем они договариваются



известные только на своих национальных рынках, приветствуются в меньшей степени.

Несколько организаций, включая Standard & Poors, Moodys и Fitch IBCA, предоставляют услуги no составлению рейтингов (rating services), которые стараются количественно оценить кредитоспособность заемщика. Самым высоким рейтингом является AAA, соответственно самым надежным заемщикам присваивается рейтинг «тройное А» (triple-A-rated). Те же самые компании составляют рейтинги для краткосрочных долгов и коммерческих бумаг

«Надгробные памятники»

Банки, которые активно работают на еврорьшках, любят рекламировать свой успех в деле сбора средств для клиентов. Частично они осуществляют это при помощи «надгробных памятников» (tombstones) - объявлений на финансовых страницах в прессе, особенно (в Великобритании) в Financial Times и журнале Euro-money. Эта реклама объявляет, что она публикуется «только в целях информации» (другими словами, она не призывает приобретать ценные бумаги) и содержит имя заемщика и краткие детали проведенной програ.ммы займа или эмиссии облигаций плюс названия банков-участников. Ведущий банк или банки, которые организуют эту сделку, указываются в заголовке, а остальные обычно перечисляются в алфавитном порядке. Подобная структура таких объявлений проясняет вопрос о том, почему уместно название «надгробные памятники».

Освещение в прессе

Национальные фондовые рьшки обьгано заинтересованы в информации, и пресса, как правило, автоматически получает сообщения о подробностях новых вьшусков. Международный рынок несколько отличается в этом отношении. Сделки заключаются между эмитентами и банками, а не напрямую с публикой, даже если публика может оказаться конечным владельцем выпускаемых ценных бумаг Нет никакой централизованной биржи, чтобы установить правила раскрытия информации. Детали сделок часто публикуются за пределами рьшка (см., например, «надгробные памятники») после ее завершения. Следовательно, большинство инфор.мации о том, что происходит на этом гигантском рьшке, должно разыскиваться специальными журналистами, до которых могут дойти слухи о предстоящей сделке благодаря своим тесным контактам среди участвующих в этой деятельности банков.

о свопе (обмене) своими обязательствами по выплате процентов. Компания А платит плавающую ставку процента по займу компании В, а компания В платит фиксированный процент по займу компании А с учетом определенной корректировки для отражения относительной силы двух участников сделки. Посредством этого механизма каждая сторона в конечном итоге получает свои деньги в той форме, которая ее устраивает, по более дешевой процентной ставке, чем если бы она занимала на таких условиях напрямую.

Принцип здесь состоит в следуюшем: каждая компания занимает средства в той форме, которая дает ей наибольшее сравнительное преимущество. В действительности механизм носит более сложный характер. Компании обычно не ищут контрагентов по свопу напрямую, а заключают соглашение о свопе с банком, который или может найти контрагента (забрав свои небольшие комиссионные), либо сам может выступить в этом качестве. Однажды заключенный своп может впоследствии продаваться или корректироваться в зависимости от изменения рыночных условий.

Вторым видом свопа является валютный своп (currency swap). Компания А может оказаться в состоянии занять деньги на наиболее выгодных условиях в немецких марках, потому что ее кредитный рейтинг высок в Германии, где она известна. Но ей нужны американские доллары. Компания В может наиболее легко собрать средства в долларах США, но ей требуются немецкие марки. Поэтому компания А вьшускает облигации в немецких марках, а компания В занимает в долларах. Затем они обмениваются ими в рамках сделки своп, так что каждая оказывается с тем, что ей нужно, платя проценты в той валюте, на которую она поменялась. Так как каждый занимает там, где у него самые хорошие условия для кредита, оба участника получают более дешевые средства, чем если бы они взяли кредит непосредственно в той валюте, которая им была нужна. И снова в качестве посредника может выступать банк. Во многих свопах обмениваются вместе процентные платежи и валюта.

Считается, что в отдельные моменты почти 80% средств, собранных на еврорынке, одновременно участвуют в сделках своп.

Оценка заемщиков

Процентная ставка, которую платит на еврорынке заемщик, частично зависит от положения заемщика. Основными заемщиками являются правительства, государственные органы и хорошо известные международные компании, а компании, хорошо



Глава 18. Финансовые деривативы и товары

Каждый финансовый рынок имеет риск для тех, кто им пользуется, но существуют рынки, чьей основной функцией является перераспределение риска. С одной стороны, они являются самыми рискованными рьшками. С другой стороны, именно здесь риски могут быть снижены или устранены. Это рынки опционов и фьючерсов, которые проходят под общим названием рынков производных инструментов, или деривативов (derivatives products, derivatives). Они не являются единственным местом, где продаются и покупаются производные продукты. Ранее мы видели, что банки проводят большие объемы сделок с деривативами на внебиржевом рынке, напрямую предлагая своим клиентам такие производные финансовые продукты, как свопы и «шапки» для процентных ставок (см. главы 14, 15 и 17). Однако именно о публичных рынках деривативов наиболее часто сообщается в прессе.

Клиенты рынка деривативов распадаются на две основные категории: те, кто хочет хеджировать (защититься) риск, которому они подвержены в ходе обычного ведения своих дел, и те, кто согласен принять на себя высокий риск в обмен на возможность крупного выигрыша: трейдеры или спекулянты (traders and speculators).

После краха в феврале 1995 г старейшего торгового банка Сити, Barings, в результате убытков на рынке производных инструментов, осведомленность о таких инструментах распространилась далеко за пределы читателей финансовых страниц. В то же время, несмотря на большой объем информации в прессе и на телевидении, представление о деривативах у читателей слабое. Хотя принцип, на котором строится работа со всеми этими инструментами, является очень старым. Новое состоит, прежде всего, во взрывном росте рынка производных инструментов и в количестве продуктов, с которыми заключаются сделки.

Рассмотрим основы функционирования деривативов. Начнем с вопроса: почему используется термин «деривативы» (про-

По понедельникам Financial Times публикует таблицу выпусков новых международных облигаций. В другие рабочие дни на ее страницах, посвященных международным рынкам капиталов, публикуются краткие выборки международных облигаций, номинированных в различных валютах, а страница с информацией о еврорынках дает подробности о некоторых важных облигациях в еврозоне.

Ежемесячный журнал Euromoney был основан специально для того, чтобы освещать международный рынок капиталов. Еженедельные новости о новых выпусках, программах синдицированных займов и обо всем остальном появляются в International Financing review, предназначенном непосредственно для финансового сообщества. В основном для рыночных профессионалов предназначается также и множество информационных бюллетеней о еврорынках, таких как Syndicated Lending Review.

Интернет-ссылки

Клиринговыми домами для работы с международными облигациями являются Clearstream (бывший Cedet) с адресом www, clearstream.net/ и Euroclear с адресом www, euroclear.com/. Органом саморегулирования на этом рьшке является Международная ассоциация участников фондового рынка (ISMA), чей лондонский филиал имеет свой сайт по адресу www.isma.co.uk/. Журнал Euromoney находится на сайте www.euromoney.com/, а дочерняя компания Capital DATA под названием Euromoney Publications, из которого получена вся статистическая информация для данной главы, находится по адресу www, capital-data.com/. Три ведущих рейтинговых агентства имеют свои собственные сайты:

Standard & Poors: www.standardandDoorsa.com/.

Moodys: www.moodvs.com/

и Fitch IBCA: www.fitchibca.com/.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [ 53 ] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77]