назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77]


26

того, чтобы обеспечить рыночную капитализацию на многие миллионы фунтов стерлингов для предприятий, которые никогда не занимались столь прозаическим делом, как получение прибыли. Подобно большинству случаев биржевой моды, энтузиазм инвесторов в отношении так называемых компаний-дот-комов (dotcom) зачастую не знает границ. Инвесторы склонны забывать, что сама природа Интернета, который позволяет использовать новые идеи с удивительной быстротой, способствует возникновению конкурентов и имитаторов и подрывает положение новатора с точно такой же быстротой. На переломе тысячелетия широко предсказывались неприятности, и, кажется, их возникновение более чем вероятно.

Вид выпуска акций

Рассмотрим механизм новой эмиссии.

Есть четыре основных способа, которыми компания может выпустить на рынок свои акции. (Выпуск акций на рынок традиционно привлекает морские метафоры, в то время как сделки по поглощениям используют семейную терминологию, и новые эмиссии могут также описываться как спуск, или выпуск (launch). Немного жаль, что сегодня распространен более прозаический американский термин первоначальное публичное предложение (initial public offering, IPO).) Вот эти методы выпуска:

•Предложение ценных бумаг для продажи широкой публике с последующей котировкой на бирже (offer for sale). Акции предлагаются для продажи публике, частично через газеты, которые публикуют подробности эмиссии. Полный проспект эмиссии (prospectus), предлагающий большой объем информации о компании, ее финансовом положении, результатах ее деятельности и ее директорах и консультантах,- это законодательное требование при вьтходе акций на рынок, хотя он может быть всего лишь мини-проспектом (nuni-prospectus), который появляется в прессе вместе с указаниями на то, где можно найти полную версию документа. Предложение бумаг для продажи, хотя и менее принято в наши дни, является методом, который наиболее интересен для широкой публики, и мы в дальнейшем рассмотрим его подробно.

•Прямое размещение ценных бумаг среди инвесторов (placing). В этом случае компания достигает первоначального состава акционеров посредством частной продажи акций ряду инвесторов: обычно их число составляет несколько сотен. Такое размещение поручается брокерской компании, и большая часть акций, возможно, будет размещена среди ее клиентов. Широкая публика, которая не является

techMARK, признавая особенные характеристики и потребности технологических компаний. Хотя techMARK является частью главного рынка, были предложены изменения в правилах листинга, которые бы позволили компаниям выходить на рынок без обычного трехгодичного периода деятельности, при условии соответствия определенным критериям. Ожидалось, что некоторые молодые компании в технологической сфере, которые до этого момента квалифицировались как подходящие для обращения на AIM, в итоге выйдут на главный рынок.

Для отдельных инвесторов обращение к акциям новых эмиссий является первым знакомством с деятельностью фондовой биржи. Они могли обратиться к этим акциям с намерением использовать их как объект для инвестиций с целью получения дивидендов. Но они также могут рассчитывать на прибьшьную продажу этих «новых» акций в будущем, как только с ними начнут вести биржевую игру (dealings) (позднее мы рассмотрим, почему это часто оказывается хорошей ставкой). Но здесь тоже произошли перемены. Количество новых выпусков, которые предлагаются публике для открытой подписки, в целом за последние годы значительно уменьшилось. Поскольку сегодня основные эмиссии, связанные с приватизацией, прекратились, для многих частных инвесторов наиболее вероятный маршрут дж приобретения акций, впервые выходящих на рынок, лежал через покупку акций бывших строительных и страховых обществ.

Фактор Интернета

Интернет является естественным средством для создания информации, доступной большому количеству людей, и возможности, которые он предлагает для маркетинга акций используются еще не до конца. Но будьте осторожны. Международный характер Интернета также делает его идеальным средством для тех, кто пытается продвинуть акции дутых предприятий, которые не удовлетворяют требованиям листинга любой уважаемой фондовой биржи.

Однако при надлежащем использовании Интернета может улучшить доступ к новым эмиссиям акционерного капитала для обычной публики. Почтенные онлайновые брокеры и банки могут распространять акции, которые доступны для подписки среди их клиентов.

Интернет может покушаться на область новых эмиссий и другим способом, о чем свидетельствует пример с Freeserve. Начало нового тысячелетия отмечено потоком новых эмиссий - в основном на рынке AIM - компаний, занятых в том или ином виде интернет-бизнеса. Наличие в названии компании обозначений «.net» или «.сот», по-видимому, достаточно ддЯ



Как читать финансовую информации

клиентами компании, на этом этапе, вероятно, не рассматривается. После плейсинга дается разрешение на торговлю акциями на фондовом рынке, и любой может купить их в обычном порядке, хотя цена, наверное, теперь будет выше цены размешения.

•Размещение через посредников (intermediaries olTer). Акции предлагаются к продаже финансовым посредникам для распространения среди их клиентов. И вновь инвесторы, которые не являются клиентами этих посредников, в принципе не могут купить акции на этом этапе, а должны подождать, пока акции не станут продаваться на рынке.

•Представление ценных бумаг (introduction). Представление, скорее всего, будет использоваться тогда, когда компания уже распределила основное количество акций среди акционеров и просто хочет получить разрешение на торговлю акциями на бирже. Представление не влечет за собой увеличения капитала или маркетинга акций - хотя это могло бы проложить дорогу для сбора дополнительного капитала в будущем,- и это самый дешевый способ выхода на рынок. Когда компания переходит с рынка AIM на главный рынок или когда бывшее строительное общество распространяет акции среди своих членов и стремится котироваться на бирже, возможно, будет использоваться метод представления.

Кто собирает деньги?

В любом отчете о публичном размещении, плейсинге или размещении через посредников одним из первых пунктов, на которых концентрируется внимание, является следующий: кто получает деньги от продажи акций? Акции могут иметь следующее происхождение:

•акции, продающиеся существующими акционерами,- возможно, учредителями компании, которые создавали компанию с самого начала. В эгом случае собранные деньги уходят этим первоначальным акционерам, а не самой компании;

•новые акции, выпущенные компанией. В этом случае средства от продажи акций приходят в собственную казну компании, а не ее первоначальным владельцам.

На практике доступные к продаже акции могут представлять собой некоторую смесь. Одни из них могут являться существующими акциями, продаваемые собственниками, а некоторые - новыми акциями, продаваемыми в целях привлечения денежных средств для компании. Будьте осторожны, если вы видите, что все акции поступают от существующих акционеров и что они из-

Глава 8. Выпуск новых ценных бумаг на фондовый рынок161

бавляются от большей части своих пакетов акций. Почему они решили именно сейчас превратить их в наличные? Для этого мо-ет быть разумная причина, и вам следует ее знать.

Ценообразование при публичном размещении

Публичные предложения акций широкой публике бывают двух основных видов: предложения с фиксированной ценой (fcxed-price offers) и предложения-тендеры (tender offers). Предложения с фиксированной ценой являются более обычной практикой. Как определяется эта цена?

Каждая эмиссия требует спонсоров. Традиционно эмиссия будет спонсироваться брокером или могут быть привлечены брокер и инвестиционный банк. В последнее время за разрешением на право действовать в качестве спонсоров могут обращаться другие финансовые институты - такие, например, как аудиторские фирмы. А на рынке AIM роль спонсора выполняет назначенный консультант (nominated adviser). Обычно - хотя и не всегда - компания, выходящая на рынок, в своих проспектах дает прогнозы прибылей и дивидендов за текущий год, а также представляет подробные данные о своих прошлых прибылях. Работая с этими данными, спонсоры будут искать компании с похожим профилем деятельности, акции которых котируются на рынке. С помощью ссылки на показатели (ratings) (коэффициент РЕ или доходность), которыми довольствуются компании, скорректированные на отличные или плохие перспективы роста новичка, можно будет зафиксировать приемлемый показатель, а следовательно, и цену для акций компании-новичка. Вне зависимости от того, какой способ эмиссии выбирается, действует во многом одинаковый процесс ценообразования. В случае более крупных эмиссий консультанты компании также могуг постараться выяснить у основных инвесторов, сколько акций и по какой цене они готовы купить - процесс, известный как формирование заказов (bookbuilding) (см. Глоссарий).

Здесь надо держать в уме два момента. Во-первых, спонсоры хотят быть уверены, что новая эмиссия получит хороший старт: другими словами, когда начинается торговля акциями, цена вторичного рынка (after market) не будет ниже цены размещения эмиссии, а лучше должна подняться немного выше нее. Поэтому они постараются выбросить акции по цене, которая несколько ниже той, которой они, вероятно, стоят Если цена слишком низкая, то их будут обвинять в том, что они не смогли получить достаточно хорошую цену для своих клиентов. Компании из категории доткомов (dotcom), которые выходили на рынок в период расточительства перед наступлением нового



тысячелетия, бьши редким исключением. Во многих случаях акции взлетали выше цены размещения с первых же сделок - но во всяком случае не бьшо никакого рационального способа определения их стоимости.

Во-вторых, сама компания почти наверняка ошибается в своих прогнозных значениях прибьшей из соображений предосторожности Нет ничего хуже для новичка на рынке, чем не соответствовать прогнозам, содержащимся в проспекте (prospectus forecast). Поэтому прогнозы будут даваться несколько ниже того уровня, который рассчитывают получить для прибьши директора компании

Первый момент означает, что - если только спонсоры не сделали слишком ошибочных расчетов или фондовый рьшок резко не упал в промежутке между моментом фиксации цены и началом заключения сделок, акции должны продаваться дешевле своей вероятной стоимости, и, следовательно, есть очень хороший шанс получить быструю прибьшь для спекулянтов, занимающихся перепродажей новьк аищй (stags), которые призваны обеспечить распределение акций. Второе замечание означает, что вы не должны слишком серьезно воспринимать отчеты, которые появятся позднее, когда компания сообщает свои первые данные о прибьшях после выхода на публику Они часто публикуются под заголовком нечто вроде «XYZ Holdings превзошла прогнозы», как если бы это подразумевало неожиданно хорошую работу компании. Правда в большинстве случаев состоит в том, что инвесторы должны беспокоиться, если компания не превзошла своих прогнозов Она ведь планировала это сделать.

Размещение на тендере

Некоторые компании почти невозможно оценить, например, нет никакой сравнимой компании с котирующимися на бирже акциями, и в этих обстоятельствах имеет смысл размещать акции на тендере (tender offer). Инвесторам предлагают подать заявку на то количество акций, которое они хотят купить, и сообщить, какую цену они готовы заплатить выше установленного минимума. Предполагая, что эмиссия полностью размещается по подписке,- заявки получены, по крайней мере, на общее количество акций в эмиссии,- спонсоры смогут рассчитать, по какой цене могут быть проданы все акции. Она становится ценой размещения (striking price), и любой, кто обращается за акциями по этой или более высокой цене, получает шанс что-то приобрести Акции часто распределяются по цене размещения даже среди тех, кто предложил более высокую цену хотя иногда от заявителей требуют уплатить ту цену, которую они указали

Количество акций, запрашиваемых по каждой цене

2ООО ООО

3ООО ООО 5 ООО ООО 2 ООО ООО

4ООО ООО

Правая колонка показывает, что при цене 130 пенсов все 10 млн доступных акций могут быть проданы, поскольку есть заявка на 5 млн по 130 пенсов, 3 млн по 135 пенсов и 2 млн по 140 пенсов. Поэтому 130 пенсов будут самой высокой ценой размещения. Но спонсоры могут решить продавать бумаги по несколько более низкой цене, чтобы гарантировать, что акции получат хороший старт, когда начнут заключаться сделки. Поэтому они фиксируют цену размещения на уровне 125 пенсов, поскольку по этой или более высокой цене есть заявки на более чем 12 млн акций. Таким образом, не все, кто обратился с заявками, получат все акции, которые они запрашивали.

Подписка сверх предполагаемой суммы и распределение

Спонсоры выбирают цену на таком уровне, который, как они считают, будет привлекать заявителей на большее количество акций, чем то, которое подлежит размещению. Или, в случае тендера, они могут установить цену размещения ниже самой высокой из возможных цен. Если они правы и существуют заявители на большее количество акций, чем подлежит размещению, то возникает ситуация дополнительной подписки. Обычно в сообщениях прессы указьшается степень этой превышающей подписки.

Существует также проблема принятия решения о том, кому и сколько продавать акций: распределение (allocation, allotment) Здесь многое зависит от политики компании и от степени

в своей заявке. Те, кто предложил цену ниже цены размещения, не получает никаких акций.

Цена размещения не всегда будет самой высокой возможной ценой, по которой могут быть проданы все доступные акции Разобрать этот более сложный случай нам поможет пример. Предположим, что XYZ Holdings предложила публике 10 млн акций и пригласила к участию в тендере по цене 120 пенсов за акцию или выше. Бьши получены заявки, суммированные в табл. 8.1:

Таблица 8 1

Цена (пенсы)Обшее количество акций,

которое может быть продано по каждой цене

1402 ООО ООО

1355 000 000

13010 000 000

12512 000 000

12016 000 000

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77]