назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [ 97 ] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126]


97

национальной валюты на конвертируемые валюты Задолженность заемщика автоматически уменьшается, если его национальная валюта, имеющаяся у МВФ, нокупается каким-либо другим государством-членом Кроме того, заемщик обязан в конце каждого финансового года (30 апреля) частично выкупать у МВФ свою национальную валюту, если в течение года у него происходит рост валютных релервов

С 1952 г МВФ практикует заключение соглашении о так называемых резервных кредитах (stand-by arrangementb), которые предоставляются обычно на срок до 12 месяцев, но могут продлеваться до 3 лет и используются странами членами для определенных согласованных с Фондом целей По этим соглашениям сграиа-члеи получает право автоматически и в любое время получить у МВФ иностранную валюту в обмен на иациоиапьную в пределах заранее согласованной суммы и в течение оговоренного периода

С февраля 1963 г в практику введена так называемая система компенсационного финансирования, предусматривающая предоставление Фондом спецнальныч краткосрочных кредитов на сумму до 85% квоты на срок не свыше 5 лет для финансирования дефицитов платежных балансов стран-членов, связанных с непредвиденным снижением их экспортной выручки, главным образом из за падения мировых цен на отдельные сырьевые товары С мая 1981 г механизм компенсационного финансирования стал включать финансирование дефицитов в связи с повышением стоимости импорта зерновых - до 83% квоты по каждому из двух видов компенсационного финансирования в пределах 105% в совокупности по обоим видам С июня 1969 г действует также специальная система финансирования буферных запасов, образуемых странами-членами в целях стабилизации цен на отдельные сырьевые товары, в том числе олово, какао, каучук, сахар; специальные кредиты для этих целей могут предоставляться на срок до 3-5 лет и не должны превышать 45% квоты страны

С сентября 1974 г введена система «расширенного финансирования» для стран, испытывающих значительные длительные нарушения платежных балансов структурного характера, при этом средства предоставляются в течение не более 3 лет, их общая сумма не должна превышать 140% квоты, и погашение производится 12 равными взносами в течение 4,5-10 лет после получения кредита Действовавшая с февраля 1979 г система «дополнительного финансирования» предусматривала использование Фондом заемных средств для предоставлеиия их отдельным странам, испытывающим серьезные платежные затруднения, для которых было недостаточно обычных его кредитов В мае 1981 г введена политика кредитных программ «расширенного доступа» к ресурсам Фонда, по своим задачам являющаяся продолжением системы «дополнительного финансирования» и предназначенная для отдельных стран, дефицит платежного баланса которых намного превышает их квоту Эти средства выдаются обычно на срок 1-3 года с рассрочкой погашения, и их предоставление обусловливается принятием странрй определенных экономических обязательств Максимальные размеры этих кредитов, периодически пересматриваемые Фондом, были снижены в конце 1983 i со 150% квоты в год, или 450% за три года (при особых обстоятельствах - 600% квоты), до 102% (при особых обстоятельствах - 1257о) квоты в год и соответственно за трехлетний период - до 306 и 375% квоты при общем «кумулятивном лимите», учитывающем задолженность по ранее предоставленным



кредитам, соответственно 408 и 500% квоты. В 1987 г действовали довые лимиты в разм-ре 90 или 110%, трехлетние- 270 иди 30%, по всем видам кредитования - 400 или 440% квоты, действие кредитных программ «расширенного доступа» продлено до i987 г с ежегодным пересмотром их условий

Ресурсы Фонда состоят из собственных и заемных средств По-v нмо взносов стран-членов в национальных валютах собственные ..эедства Фонда включают специальные права заимствования СДР) и золотые резервы Фонд распределил между странами шесть ыпуеков СДР (в январе 1970, январе 1971, январе 1972, январе 979, январе 1980, январе 1981 г) на общ>ю сумму 21,4 млрд СДР. золотые резервы в Фонде были в оеновном созданы за счет перво-ачально предусматривавшихся вступительных взносов стран в зо-vjtc в 1977-1980 гг Фонд продал из своих запасов по официаль-ои цене (35 СДР за 1 тройскую унцию) около 25 мпи \иц11Й золота странам-членам пропорционально их квотам, одновременно в 1976-1980 гг Фонд реализовал также около 25 млн унций золот,!

а\кциоиах по рыночным ценам В конце 1984 г золотые резер sm Финда составляли около 3,2 тыс т, или 3,62 млрд СДР по цене 35 СДР за 1 унцию золота (32,53 млрд СДР по рыночной цене золота), \ШФ может использовать для временных целей так к.-" заемные 1Детва в валютах етран членов с согласия последних Впервые -асмные средства были привлечены Фондом в рамках так называе-"jro общего соглашения о займах (General Arrangement to Вогго\, \ -нствующего с октября 1962 г, с участием ведущих промышленно - звитых капиталистических стран, входящих в «группу тесяти», с ь jhh 1964 г в этой системе (до апреля 1984 г в качесгве аесо- ированного члена) участв>е1 Швейцария, не являющаяся членом йэнда Первоначально соглашение было зактючено на 4 года, затем ь-однократно продлевалось Странам-участницам этого соглашения ШФ предоставляет займы на 3-5 лет из образованного ими епе-очого фонда в национальных валютах соответствующих стран. П рвоначально этот фонд составлял 6,5 млрд СДР (без участия Швейцарии) В результате пересмотра в декабре 1983 г условий лашения в его члены была включена Швейцария и общая сумма О нда увеличена до 17 млрд СДР, одновременно Фонд получил с.аво при определенных условиях предоставлять из этих средств »редиты также странам, не участвующим в данном соглашении.

В соответствии с соглашением о МВФ одна из его основных идач - регулирование и поддержание устойчивости паритетов ва-10Т стран-членов По прежним правилам, вступая в Фонд, страна fia обязана согласовать с ним официальный паритет своей валюты S золоте и долларах США и не допускать высшего и низшего пределов отклонений официальных курсов более чем на 1 % от еогласо-•шного паритета Изменения официальных валютных паритетов стран-членов могли производиться только по согласованию с Фон-•ом. который не должен бьш возражать при изменении паритета до 10%, но мог отказать в изменении паритета в более значительных •азмерах Правила Фонда запрещали также официальным органам гган членов производить операции с золотом по ценам, отклоняю-= " " от официальной цены золота Одна! о на npai тике указан-S-i? положения зачастую нарушались Многие страны-члены дли-

•.очое время не имели согласованных с Фондом валютных пари-

•гов, в ряде етран сохранялась множественность курсов, в связи

: -эеальностью официальной цены золота Фонду не удалой обее-С-чить ее повсеместное применение



Правила МВФ требуют от государств-членов, чтобы они проводили политику, направленную на устранение валютных ограничений. Однако большинство стран продолжают их сохранять: в начале 1984 г. только 60 стран, т. е. менее половины всех его членов, приняли обязательства, предусматривающие отказ от введения ограни-чешш по текущим валютным операциям без согласования с Фондом.

В условиях обострившегося в начале 70-х годов валютного кризиса капитализма США и другие западные страны отказались от соблюдения основных положений Бреттонвудского соглашения, в том числе о согласовании и поддержании на устойчивом уровне паритетов своих валют. С 15 августа 1971 г. США прекратили обмен долларов на золото по официальной цене и в дальнейшем дважды (в декабре 1971 г. и в феврале 1973 г ) девальвировали свою валюту. Широкое распространение получила практика свободно колеблющихся (плавающих) курсов.

В соответствии с Вашингтонским соглашением от 18 декабря 1971 г. страны «группы десяти», а также Швейцария самостоятельно договорились о введении новых паритетных соотношений между их валютами и о расширении пределов отклонений официальных курсов с 1 до 2,25% в ту и другую сторону от паритетов. Основываясь на Вашингтонском соглашении, МВФ утвердил соответствующие рекомендации для стран-членов, предусматривавшие, в частности, возможность введения вместо валютных паритетов временных «центральных» курсов, а также расширения пределов отклонений официальных курсов до±2.25% от паритетных или центральных курсов.

Для подготовки проектов валютной реформы в сентябре 1972 г. был создан специальный Комитет Совета управляющих МВФ по реформе международной валютной системы и другим связанным с этим вопросам. Комитету, состоявшему из министров финансов 20 стран - членов Фонда («комитету двадцати») и просуществовавшему до июня 1974 г., не удалось подготовить согласованного проекта валютной реформы. С сентября 1974 г. этими вопросами продолжает заниматься так называемый Временный комитет Совета управляющих МВФ, состоящий из министров финансов стран, входивших в «комитет двадцати»; кроме того, комитет должен осуществлять наблюдение за валютными курсами, платежными балансами и принимать меры в случае неожиданных потрясений в капиталистической валютной системе.

В 1974 г. в рамках МВФ и МБРР был учрежден объединенный Комитет по развитию на уровне министров финансов для рассмотрения вопросов «передачи реальных ресурсов» из промышленно развитых капиталистических стран в развивающиеся государства.

В январе 1976 г. на сессии Временного комитета МВФ, состоявшейся в столице Ямайки Кингстоне, были согласованы основные положения поправок к Уставу Фонда, которые вступили в силу с 1 апреля 1978 г. Поправки к Уставу МВФ касаются в основном вопросов золота, валютных курсов и размеров квот стран-членов в капитале Фонда. В соответствии с проводимой США политикой демонетизации золота отменена официальная цена золота, оно исключено из расчетов между МВФ и членами Фонда, проводится постепенная реализация золотого запаса МВФ, в том числе путем продажи по рыночной цене. Одновременно предус.матрисаетсл повыщение роли СДР в качестве резервного актива в междупгр.диой валютной системе. Новые правила в отношении валютных курсов

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [ 97 ] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126]