назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [ 96 ] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126]


96

еран-нечлено? по всему их товарообороту со всеми странами - членами МВЭС они могут получать кредиты и размещать депозиты 3 переводных рублях на тех же условиях, которые действуют во эаимоотнощениях между странами - членами Банка. В 1977 г. У4ежду МВЭС и Народным банком Югославии были подписаны ео-лташеиия об условиях проведения расчетов в переводных рублях.

Переводный рубль используется также в системе расчетов по Неторговым платежам между странами - членами МВЭС. Эти расчеты, связанные с реализацией товаров и услуг по розничным ценам й тарифам, производятея по отдельным счетам в национальных валютах в банках стран - членов МВЭС на оенове соглашений между этими странами по неторговым платежам; указанные счета могут пополняться со счетов в переводных рублях с пересчетом по курсам к коэффициенту для неторговых платежей.

Система расчетов в переводных рублях обеспечивает надежной обслуживание постоянно расширяющихся экономических связей между странами - членами СЭВ. В соответствии с Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотруд-иячества и развития социалистической экономической интеграции етран - членов СЭВ проводятся мероприятия по укреплению и усилению роли социалистической коллективной валюты.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)

\1еждународный валютный фонд - межправительственная ва-.-rjiiio-KpcAHTHafl организация, предназначенная для регулирования валютных отношений между государствами-членами и предоетавле-я.Я им краткосрочных кредитных ресурсов при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.

МВФ начал операции с 1 марта 1947 г. в качеетве специализированного органа ООН на оенове соглашения, принятого представителями 44 (.траи на Международной валютно-финансовой конферен-СйИ ООН в июле 1944 г. в Бреттон-Вудее (США) и вступившего в силу с 27 декабря 1945 г. Советский Союз, принимавший участие в Бреттонвудской конференции, не ратифицировал соглашение о МВФ •не вступил в состав его членов. В первоначально принятый Устав МВФ были в дальнейшем внесены две серии поправок, вступивших в c.iTV 28 июля 1969 г. и 1 апреля 1978 г.

Капитал МВФ образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая опре-лммется с учетом ее экономичеекого потенциала и места в мировой жомнке. В начале деятельности МВФ в 1947 г. в него в:)дш о t- -ан, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. СДР

о°й§РЖиФв°ьТаж1йбеГед Тм.

.2\ьные права заимствования в Международном валютном

\Ь;Ш1ГЩ ВйтарусШ ЬеИевПаЗьёИП ШЩ

W7I г; в евязи с девальвациями доллара в 1971 и 1973 гг. его »:-jfCiueHHe с СДР составляло с декабря 1971 по январь 1973 г. I.te-37I долл. за 1 СДР и с февраля 1973 по июнь 1974 г.- 1,2!635 долл. за 1 СДР. С июля 1974 г. соотношение СДР с долла-•ви определяется ежедневно на оенове валютной корзины (в мае 19вГ г. - 1,28658 долл. за 1 СДР).



зультате увеличения числа стран - членов Фонда до 151 к КОНЦУ 1986 г. и нескольких общих для всех стран повыщений квот его капитал возрос к концу 1986 г. до 89 988 млн. СДР. Общие пересмотр!} квот, которые в соответствии с Уставом должны осуществляться че реже чем раз в пять лет, проводились восемь раз: в 1952 г., 1956 F. (в обоих случаях общая сумма квот не изменялась), 1959 г. (общая сумма квот составила в конце года 14,0 млрд. СДР), 1966 Р. (20,6 млрд. СДР), 1970 г. (28,4 млрд.), 1978 г. (39,0 млрд.), 1980 г. (59,6 млрд.) и в 1984 г. (89,3 млрд. СДР). Капитал Фонда хотя и увеличился с 1970 г. номинально более чем в три раза, в реальном выражении практически не изменился, поскольку за этот период средний уровень мировых цен в долларах возрос также приблизительно в три раза.

Голоса в руководящих органах МВФ распределяются между странами исходя из размеров квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. Кроме того, при голосовании по некоторым вопросам страны-кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400 тыс. долларов займов, предоставленных ими на день голосования за счет соответствующего уменьщения числа голосов стран-должников. Рещения в руководящих органах Фонда принимаются, как правило, больщин-ством поданных голосов, а по отдельным вопросам - квалифицированным больщинством в 70% голосов. Для принятия рещений по важнейшим вопросам (например, при изменении условий соглашения о МВФ, пересмотре квот, по ряду вопросов функционирования СДР, по вопросам курсовой политики) требуется не менее 85% всех голосов.

Основная сумма квот и наибольшее число голосов в МВФ принадлежат ряду промышленно развитых капиталистических государств: страны так называемой «группы десяти» - США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Канада, Италия, Нидерланды, Бельгия, Швеция - располагают квотами в общей сумме 49,5 млрд. СДР, или 55,4% совокупной величины всех квот, и имеют 53,5% голосов в органах управления Фонда.

Такое распределение голосов ставит в неравноправное положение страны, входящие в эту организацию. Располагая в органах управления МВФ подавляющим большинством голосов, США и несколько других крупнейших капиталистических государств Уимеют возможность полностью контролировать и направлять дея-

тельность Фонда исходя из своих интересов. В частности, механизм МВФ используется американским империализмом для сохранения привилегированного положения доллара США в мировой валютной системе. США фактически обладают в Фонде единоличным правом вето, поскольку для принятия основных решений в этой организации требуется 85% голосов, а на долю США приходится свыше 19% всех голосов. В то же время развивающиеся страны, составля-юпще около 85% числа участников МВФ, располагают лишь 39% числа голосов и поэтому занимают в Фонде практически бесправное положение. Практика подтверждает, что принимаемые в рамках МВФ решения по всем важным валютным вопросам фактически разрабатываются и утверждаются в узком кругу западных держав - «группы десяти» или даже «группы семи» во главе с США.

Соглащением о МВФ первоначально предусматривалось, что взносы в капитал Фонда должны производиться частично золотом и частично в национальной валюте страны-члена; оплата золотом составляла 25% квоты. В соответствии с поправками к Уставу МВФ,



вступившими в силу с 1 апреля 1978 г., оплата указанных 25% кзоты должна производиться в СДР или в определяемых Фондом валютах стран-членов.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами, которые согласно Уставу могут ".случать в МВФ ередетва в иностранной валюте, предоставляемые, >сак правило, для целей, связанных с покрытием временного дефгг аита платежного баланса. Иностранная валюта предоставляется Фондом странам-членам в форме обмена этой валюты на нацш/ сальную валюту страны-заемщика. При этом максимальный размер аредоетавляемых средств зависит в основном от размера квоты гграны-заемщика. 15 пределах разницы между величиной квоты и паличпем данной национальной валюты в распоряжении МВФ (lan чазываемой резервной доли) иностранная валюта можег быть получена страной-членом без каких-либо ограничений. Обычно эта доля хяавляет около 25% квоты, т. е. равна взносу страны в СДР (или 3 иностранной валюте). Без ограничений страна может получить также кредит на сумму иностранной валюты, которую она ранее лредоставила взаймы Фонду. Общая сумма, эквивалентная резервной доле страны и займам, выданным ею Фонду, рассматривается lak резервная позиция страны в МВФ и не подлежит выкупу.

Предоставление кредитных ресурсов сверх суммы, эквивалент-нон резервной позиции страны, зависит от решения Директора!а ~1>онда и обычно связано с требованием проведения определенных эинансово-экономичееких мероприятий правительством соответсг--\юш,ей страны. Рекомендации МВФ, которые он навязывает разни-::1ющнмся странам, обычно предусматривают девальвацию иацио--альных валют, сокращение производства, уменьшение государственных ассигнований на социальные нужды, что зачастую приводит

•росту цен в этих етранах и увеличению безработицы. МВФ может Р вать или лишать страну права пользоваться его ресурсами,

сочтет, что страна использует предоставляемые ей ередетва лособом, противоречащим целям Фонда, или не выполняет его предписаний.

Соглашением о МВФ предусматривается, что размеры предое-рляемыхотдельным странам средств не должны превышать 200%

•юты, хотя на практике это положение не во веех случаях соблю-1ется. Обычно средства Фонда предоставляются странам в форме

-лырех кредитных долей, каждая из которых равна 25% квоты -1НН0Й страны, с более жестким контролем для каждой последующей доли.

Сроки погашения кредитов Фонда заранее не устанавливаются - :>этветствии с применяемой с 1952 г. практикой кредиты Фонда ;<е.;>ставляютея обычно на ерок до 3-5 лет. Помимо разового н >KrfccHOHHoro сбора в размере 0,5% от суммы сделки заемщик хчачивает Фонду проценты за полученные кредиты. До июля •74 г процентные етавки исчислялись в зависимости от размера хл-чжениоети по отношению к квоте и срока пользования рееур-ixf \ШФ и составляли от 2 до 5% годовых; с июля 1974 г. их >*i>eD в зависимости от срока кредита составлял от 4 до 6%. 3 марте 1985 г. базисная процентная ставка по кредитам Фонда *»ышсна до 7%. Уплата комиссий и процентов должна, как пра-производиться В СДР, однако в отдельных случаях могут до-i.-ujTbca платежи в валютах стран-членов или в национальной шлмкгк. Страны погашают кредиты МВФ путем выкупа у него своей

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [ 96 ] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126]