назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [ 66 ] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109]


66

Глава 11. Разница между хорошими и плохими долгами 205 Мы кивнули.

-Четыре зеленых домика, один красный отель, - тихо ответил я.

-Хорошо. У недвижимости есть то положительное качество, что ее можно увидеть. Но теперь, когда вы стали старше, я хочу, чтобы вы научились видеть то, что глазами увидеть нельзя.

-Нельзя увидеть глазами? - повторил я в замешательстве.

Богатый папа кивнул.

-Теперь вы повзрослели. Ваш ум более развит. Я хочу научить вас видеть умом то, что редко видят бедняки и средний класс , а они часто не видят этого, потому что не знакомы с финансовыми отчетами и с тем, как они работают.

Мы с Майком сидели тихо, ожидая. Мы знали, что он собирается показать нам что-то простое и в то же время глубокое по смыслу, но понять всю глубину его мысли мы сможем только если сумеем разглядеть, что кроется за простотой.

Богатый папа придвинул к себе блокнот и нарисовал диаграмму своего финансового отчета:

Богатый папа

Активы

Пассивы

Потреби-

Банковская

тельская

ссуда 6%

ссуда 12%



Мы с Майком долго сидели, уставившись в диаграмму. Как я и ожидал, схема была простой, но если мы сможем разобраться, что кроется за этой видимой простотой, то поймем, в чем ее глубокий смысл. Наконец я решился нарушить молчание:

-Выходнгг, что ты занимаешь деньги и даешь их взаймы точно так же, как это делает банк.

-Совершенно верно. Ты ведь знаешь, как часто твои родители говорят: «Не бери взаймы и не давай в долг»?

Я кивнул.

-Вот почему у них трудности с деньгами, - сказал богатый папа. - Для них главное сберечь деньги. Если они занимают их, то делают это, чтобы купить пассивы, которые они считают активами, - такие вещи, как дома и машины, вещи, которые требуют денег, а не приносят- их. Затем им приходится долго и усердно трудиться, чтобы выплатить долг и получить право сказать: «Я владею этим целиком и полностью».

-А разве плохо, что они так делают? - спросил я.

-Нет. Тут дело не в том, хорошо это или плохо. Все дело в образовании.

-В образовании? - переспросил я. - А при чем тут образование?

-А при том, - сказал богатый папа, - что твои родители недостаточно образованны во всем, что касается денег, и поэтому для них лучше всего - откладывать деньги и стараться как можно быстрее расплатиться с долгами. При их уровне финансового образования, или, как я говорю, «финансовой искушенности», такой способ обращения с деньгами для них наиболее приемлемый.

-Но если они захотят заняться тем, что делаешь ты, - вмешался Майк, - то им нужно будет повысить уровень их финансового образования.

Богатый папа кивнул.

-И я надеюсь дать вам обоим такое образование, прежде чем вы окончите учебу. Если вы не усвоите то, чещ я собираюсь вас научить, до того как начнете жить в реальном мире, то, скорее всего, не усвоите этого уже никогда. Если вы выйдете из школы, не имея финансового образо-



вания, то жизнь вдоволь поиздевается над вами просто потому, что ваши знания о деньгах будут недостаточными.

-Ты имеешь в виду, что жизнь нас научит? - спросил я. Богатый папа снова кивнул.

-Значит, ты занимаешь деньга, чтобы делать деньги?

-Совершенно верно.

-А мои родители работают за деньги, а потом пытаются сэкономить, только чтобы не занимать.

Богатый папа кивнул.

-И вот поэтому им трудно стать богатыми.

-Потому, что они работают изо всех сил ради денег, - добавил я, стараясь максимально прояснить ситуацию.

Богатый папа кивнул и сказал:

-Но человек не может работать больше, чем в его силах, и получать больше, чем ему полагается за сделанную работу. Для большинства людей существует предел зарплаты, которую они могут получить за свой труд.

-Значит, должен существовать такой же предел для возможных сбережений, - добавил Майк. - Как ты говорил, налоги отхватывают приличный кусок зарплаты работников еще до того, как они ее получают.

Богатый папа медленно откинулся в кресле. Похоже, мы справлялись с задачей.

Повернувшись к диаграмме в блокноте, я показал на колонки активов и пассивов:

Богатый папа

Активы

Пассивы

Потреби-

Банковская

тельская

ссуда 6%

ссуда 12%

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [ 66 ] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109]