назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [ 81 ] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]


81

Рис. 7.4. Японские свечи

торговли на основе анализа японских свечей. С тех пор эти методы стали чрезвычайно популярными среди многих аналитиков и трейдеров. Поэтому мы несколько поближе познакомимся с основами конструкции свечей, однако дальнейшее знакомство с достаточно сложным искусством анализа вы можете продолжить самостоятельно с помошью литературы, представленной в конце главы.

Японские подсвечники, в отличие от западных биржевых чартов, очень большое внимание уделяют связи между ценами открытия и закрытия. Подсвечники показывают эту связь совершенно уникальным образом. Расстояние между ценой открытия и закрытия формируют тело подсвечника, причем если рынок закрылся выше по сравнению с открытием, то тело подсвечника оставлено белым, наоборот, при падаюшем рынке тело подсвечника заполняется черным цветом. Тонкие линии выше и ниже реального тела, подобно биржевому чарту, отражают максимальную и минимальную цены за период. Они известны как тени. Если верхняя тень отсутствует, т.е. максимальная цена равна цене открытия или закрытия, то верхняя часть называется бритым верхом и соответственно для равенства минимальной цены ценам открытия либо закрытия нижняя часть - бритым даем. Подсвечник, где цены открытия и закрытия очень близки или равны, в результате чего он не имеет тела, называется доджи. Он ифает очень важную роль в анализе, поскольку практически всегда характеризует нерешительность на рынке и отсутствие преобладающих тенденций. Многие из образцов подсвечни-



7.5.3. Классический графический анализ

Как говорилось выше, конечная цель технического анализа состоит в определении направления тренда, момента его усиления или перелома. Для этого используются различные способы, одним из которых является анализ графических фигур и нахождение подобий существующим образцам. Поскольку неизменна человеческая психология, должно быть неизменно и поведение цен на товарных рынках. Чарт-анализ является, пожалуй, наиболее неструктурированной, несистемной методикой. Сама методика основана на нахождении в ценовых рисунках рынка определенных образцов, на основе которых и делаются предположения о наличии или перемене тренда. Главный недостаток методики - ярко выраженный субъективизм, причем возрастающий по мере усложнения образцов, количество которых постоянно пополняется все новыми и более изощренными. По нашим оценкам, на сегодняшний момент сушествует около десятка классических общепризнанных фигур и более 300 менее известных, но когда-либо опубликованных образцов. Большинство образцов основаны на понятиях уровней сопротивления и поддержки.

Понятие ценового тренда.

Уровни сопротивления и поддержки

Напомним, что тренд в техническом анализе есть преобладающее направление движения цен за рассматриваемый период времени. Мы говорим «преобладающее» потому, что цены никогда не движутся строго по прямой, им присуща нестабильность, которая и вызывает скачкообразное, ломаное движение. Таким образом, даже при определенно направленном тренде существуют

ков имеют живописные названия, например: висельник, утренняя звезда, три белых солдата, беременная леди и пр. Главная ценность анализа на основе японских подсвечников - это достаточно четко проработанная концепция определения тренда на основе графического представления данных и широкий спектр образцов индикации разворота и усиления тренда.



Цена 1 i

Уровень сопротивления

Уровень поддержки

Время

-►

Рис. 7.5. Уровни поддержки и сопротивления

Уровень поддержки - нижний ценовой уровень, при достижении которого цены имеют тенденцию остановить падение либо вернуться в более высокое положение. Соответственно уровень сопротивления - уровень, преодолеть который при существующем положении дел цены не могут. Эти уровни могут возникать спонтанно либо быть привязанными к определенным фундаментальным показателям, но тем не менее их существование можно объяснить только психологическими факторами, не позволяющими цене продолжать свое движение беспредельно. Соответственно, разобравшись, что такое уровень сопротивления и поддержки, легко перейти к более сложному понятию - линии сопротивления и поддержки. Линия сопротивления или поддержки не обязательно должна быть прямой и горизонтальной, как это показано на рисунке 7.4. Со временем ожидания участников рынка изменяются и соответственно изменяются уровни сопротивления и поддержки. Динамически соединяя моментные уров-

ценовые движения, устремленные в противоположную сторону и называемые коррекциями. По направлению различают бычий тренд (bullish, uptrend) - тренд, имеющий преобладающую направленность вверх, медвежий (bearish, downtrend), который направлен вниз, и боковой тренд - ценовое движение, где не прослеживается преобладающего направления. Совершенно естественно, что мы хотим знать, насколько значимо каждое изменение направления движения цен, является ли оно коррекционным или это - смена общего тренда. Вот тут нам на помощь и приходят понятия сопротивления и поддержки (рис. 7.5).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [ 81 ] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]