назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]


51

облигации начали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 г. и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускаются на краткосрочный период, и их роль в финансовой системе состоит в том, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета. В связи с краткосрочностью обращения эти ценные бумаги не могут быть использованы для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

ГКО первоначально выпускались номинальной стоимостью 100 ООО руб., впоследствии их номинал был повыщен до 1 млн. неденоминированных рублей. Инвестор получает доход за счет того, что ГКО продаются на аукционах с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала. Погащение этих ценных бумаг осуществляется по номиналу в безналичной форме путем перевода денежных средств на счета их владельцев. Доходом является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичном рынке.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Однако по чисто техническим причинам участие физических лиц на рынке ГКО затруднено. Все операции с ГКО инвесторы ведут через уполномоченные организации - дилеров. Дилеры, в качестве которых выступают крупные банки и финансовые компании, в больщинстве случаев не заинтересованы в работе со средствами частных лиц. Многие из них устанавливают ограничения на минимальный объем средств, при котором инвестору в банке-дилере открывается счет для проведения операций с ГКО. Обычно эта сумма по состоянию на начало 1997 г. составляла 300-500 млн. руб. ГКО выпускаются со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. На начальном этапе пpeoблaдaJнi облигации с короткими сроками обращения - 3 и 6 месяцев. Впоследствии эмитент, которым является Министерство финансов РФ, несколько изменил структуру выпускаемых ГКО в направлении повыщения доли облигаций с более длительными сроками обращения - 6 и 12 месяцев. В первой половине 1997 г. полностью был прекращен выпуск 3-месячных облигаций. На рынке остались в обращении 6- и 12-месячные ГКО. В связи с тем что ГКО выпуска-;огся Md краткосрочный период чередующимися сериями, у эмитента имеется реальная позможнпсть проводить но1ашение -Предыдущих серий за счет выпуска новых. Рассмотрим механизм выпуска и погашения ГКО на примере 3-месячных об-тигацнн.



Серия 1

январь

февраль

март

Серия 2

февраль

март

апрель

Серия 3

март

апрель

Серия 4

апрель

июнь

Если серия 1 выпускается в январе со сроком обращения 3 месяца и объем выпуска составляет 5 млрд. руб., то в марте Минфин должен погасить эту серию, т.е. выплатить инвесторам сумму, равную объему размещения. Для того чтобы не изымать средства из обращения, в марте Минфин должен выпустить очередную серию ГКО и разместить ее по ценам, обеспечивающим получение суммы не ниже 5 млрд. руб. В связи с тем что облигации являются бескупонными, инвестор приобретает их по ценам ниже номинала. Поэтому при размещении данной серии объем выпуска по номиналу должен быть больше на величину дисконта, установленного при аукционной продаже этих облигаций.

Для того чтобы не изымать средства из государственного бюджета, Минфин РФ проводит регулярные эмиссии ГКО, за счет которых гасятся предыдущие выпуски. Благодаря такой политике краткосрочные заимствования превращаются в долгосрочные, так как у государства всегда имеется определенная сумма заимствования. В 1995 г. чистые бюджетные поступления от реализации ГКО за минусом расходов по погашению предьщущих выпусков составили 28 трл![. неденоминированных рублей, что позволило профинансировать более 50% дефицита федерального бюджета. В 1996 г. выручка от размещения ГКО достигла более 50 трлн. руб. На рисунке 5.2 представлена динамика объема государственных заимствований на рынке ГКО (долг) и чистая выручка от размещения ГКО за минусом затрат по погашению предыдущих серий.

В отдельные периоды, когда в бюджете есть резервные сред-ciBd, Минфин РФ может разместить очередную серию ГКО с отрицательным результатом. Полученной в результате размещения суммы не хватит, чтобы погасить предыдущий выпуск. В этом случае недостающая для погашения сумма берется из государе !liciiiiOio бюджета.



200 ООО 180 ООО 160 ООО 140 ООО 120 ООО 100 ООО 80 ООО 60 ООО 40 ООО 20 ООО О

IIO \o \ \ NO

OOC>OCOC7000C>OOOCOOOCOC>OOOOOC>000

(N - -• - r<) (N <N

- о о о о о СЭ о о о

-•ОООСГ\0\!>000

- гч го сэ - <N - гч m

о о

•п in u-i о о о о

оо оо оо о о о о

OS OS

.OSOS0N0O0O0O0O0O (NO - (NO - <NO(N

t-~- t-~- t-~- 4D ЧО ЧО о -< (N о -< <N

NO NO

- (N

Рис. 5.2. Динамика роста государственного долга и чистой выручки от размещения ГКО - ОФЗ

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]