назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]


50

чейские облигации со сроками обращения 10 и 30 лет, сберегательные облигации, выпускаемые в основном для населения, на срок не менее 10 лет. В Японии действуют долгосрочные облигации государственных займов со сроками 5, 10, 15 и 20 лет. В Великобритании выпускаются облигации на различные сроки - от 5 до 15 лет, а также бессрочные облигации, не имеющие конечных сроков погашения. В России в дореволюционный период выпускались облигации российского золотого займа со сроком обращения 81 год, которые свободно продавались как на российском, так и на зарубежных фондовых рынках Европы и Америки. В настоящее время в России действуют государственные долгосрочные облигации со сроком обращения 30 лет и облигации внутреннего валютного займа 4-го, 5-го, 6-го и 7-го траншей со сроками погашения 10 и 15 лет.

По способу получения дохода различают ценные бумаги:

дисконтные -продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения. Как правило, большинство краткосрочных ценных бумаг выпускаются как дисконтные (в США - казначейские векселя и векселя управления наличностью; в Германии - казначейские обязательства финансирования; в России - государственные краткосрочные бескупонные облигации);

купонные - выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход. В большинстве случаев это среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени. К купонным ценным бумагам относятся в США казначейские ноты и казначейские облигации, в Германии - среднесрочные обязательства государственного казначейства, в России - облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа.

По цели выпуска ценные бумаги делятся иа:

долговые - для покрытия псстоянногс дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, срелнесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность госуларства;



ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета

(кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, затем перекрывающийся за счет поступления налогов, размер которых выще, чем сумма бюджетных расходов. К таким видам ценных бумаг относятся векселя управления наличностью, выпускаемые в США сроком на 50 дней, и финансирующие векселя, обращающиеся в Японии со сроком 60 дней;

целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании правительством осуществлялись выпуски транспортных облигаций, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации транспорта. В Японии щироко практикуются правительственные эмиссии строительных облигаций для реализации крупномасштабных программ по строительству дорог и др. В России в качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО «Высокоскоростные магистрали», выпущенные под гарантию правительства РФ; средства от продажи данных облигаций идут на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург;

ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиями и организациями. Такие виды ценных бумаг достаточно щироко распространены в России. Например, казначейские обязательства, которыми Минфин РФ в 1994-1996 гг. рассчитывался с предприятиями за работы, выполняемые по государственному заказу и финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Государство на фондовом рынке выступает не только крупнейшим эмитентом, аккумулирующим средства частных и корпоративных инвесторов для покрытия общегосударственных расходов, но и крупнейшим оператором фондового рынка.

Уполно.моченный агент правительства, в качестве которого, к..ак правило, выступает Центральный банк, проводит активные иисрации на фондовом рьшке, покупая И продавая ценные бумаги. За счет этого осущестапяется реп/лирование денежной массы, находящейся в обращении. В период появления свободных денежных средств у частных инвесторов, когда возрастает спрос на ценные бумаги и их ко/ировки pacjyj, UeHipdjibHbiii



5.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ 5ЕСКУП0ККЫЕ ОБЛИГАЦИИ

5.2.1. Общая характеристика

Значмтст!.;;,-.?- рпвитис среди государственных ценных b>,vidi получил сегмент рынка, связанный с обращением государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Эти

банк дополнительно размещает ценные бумаги, что весьма выгодно в этих условиях. И наоборот, когда возникает недостаток денежных средств у хозяйствующих субъектов. Центральный банк может выкупить государственные ценные бумаги за счет своих собственных резервов. Такая операция, в частности, имела место в России в августе - сентябре 1995 г., когда возник банковский кризис в связи с взаимными неплатежами. Банки испытывали острый дефицит наличных денежных средств. В то же время российские коммерческие банки являются владельцами крупных пакетов государственных ценных бумаг. Чтобы обеспечить банки денежной наличностью, Центральный банк в тот период активно выкупал у них государственные ценные бумаги, что позволило сгладить последствия этого кризиса.

Проводя операции по купле-продаже ценных бумаг через уполномоченного агента на открытом рынке, государство решает целый комплекс макроэкономических задач:

-регулирование денежной массы;

-формирование соответствующего уровня доходности;

-регулирование темпов инфляции;

-влияние на валютный курс;

-обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой.

Безусловно, все задачи решаются одновременно с осуществлением других мер, связанных с функционированием финансового рынка.

В дальнейшем мы рассмотрим механизм функционирования различных видов государственных ценных бумаг, обращающихся на российском фондовом рынке.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]