назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]


49

ГЛАВА 5

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

5.1. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемшиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осушествляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

На мировых фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, ноты, сертификаты и др. Однако все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

Эмиссия государственных пенных бумаг капрааена на решение следующих задач:

-покрытие постоянного дефицита государственного бюджета; покрытие коаткосрочны.х кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов;

-привлечение ресфсов для осучцестапен.ия крупномасштабных проектов;



-привлечение ресурсов для покрытия целевых расходов правительства;

-привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Активное использование государственных ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета начало осуществляться в нашей стране с мая 1993 г., когда в обращение была выпущена первая серия государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Впоследствии правительство интенсивно наращивало объем заимствования! о чем наглядно свидетельствуют данные рисунка 5.1 о динамике внутреннего государственного долга.

700 т.

Г~ Объем всего долга

600 -1-500 400 4-300 200 I 100

Щ Объем рынка ГКО-ОФЗ

1.01.96

1.01.97

1.01.98

Рис. 5.1. Объем внутреннего государственного долга, трлн. руб. (неде-номинирован.)

Существенную долю в структуре внутреннего государственного долга занимают государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа, которые непосредственно используются для покрытия дефицита федерального бюджета. Объем рынка ГКО-ОФЗ характеризуется более быстрыми тем-пам,-!, чем рост государственного долга в целом. Если на 01.01.96 объем рынка ГКО-ОФЗ по номиналу составлял 76,6 трлн. руб., или 42% от общего долга, то ка 01.01.98 объем рынка ГКО-

дарственного долга.

более 50% БНуLpCiitiCru lucy-

Рынок ценных бумаг, 1997, № 6, с. 23.



Первоначально на рынок ГКО-ОФЗ допускались только российские юридические и физические лица. Постепенно шел процесс либерализации рынка путем расширения круга инвесторов и допуска на этот рынок нерезидентов, которые первоначально были допущены только к участию в первичных аукционах по размещению ГКО, а затем - к вторичным торгам. На конец 1996 г. доля нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ составляла около 10%. Допуск на рынок нерезидентов позволил снизить стоимость обслуживания государственного долга за счет уменьщения доходности по облигациям. Однако присутствие на рынке ГКО-ОФЗ нерезидентов означает трансформацию внутреннего государственного долга во внешний.

Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим важнейшие из них.

По срокам заимствования различают ценные бумаги:

краткосрочные - со сроками заимствования до 1 года. К таким видам ценных бумаг относятся, например, в США казначейские векселя со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев и векселя управления наличностью, выпускаемые на срок до 50 дней. В Японии 3- и 6-месячные краткосрочные облигации и финансирующие векселя, которые выпускаются для покрытия краткосрочных разрывов на срок 60 дней. В Великобритании выпускаются краткосрочные казначейские векселя на срок 3 месяца и облигации со сроком обращения 1 год. В России с 1993 г. эмитируются государственные краткосрочные бескупонные облигации со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев, облигации государственного сберегательного займа с отрезными купонами сроком на 1 год;

среднесрочные - со сроком обращения от 1 года до 5 лет. Примером данного вида долговых обязательств могут служить выпускаемые в США казначейские ноты на сроки 2, 3, 5 лет (отдельные выпуски эмитируются сроком на 7 лет). В Японии - среднесрочные облигации государственных займов на срок от 2 ло 5 лет. В Великобритании - облигации, выпускаемые правительством на различные сроки - от 1 года до 5 лет. В России - облигации федерального займа со срком пбпяпгения 1-2 года, а также облигации внутреннего валютного займа 1-го, 2-го и 3-го траншей;

долгосрочные - со сроком обращения свыше 5 лет. В качестве долгосрочных пенных бумаг в США функционируют казна-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]