назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [ 22 ] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]


22

Литература

1.Рынок ценных бумаг/Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова, - М.: Финансы и статистика, 1996, гл. 2./

2.Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 1995, гл. 5.

3.Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс/Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. - С.-Пб.: Экономическая школа, 1997, т. 2, гл. 14.

4.Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. - М.; Финансы и статистика, 1991, гл. 5, 6.

Вопросы для самопроверки

1.Какова взаимосвязь стои\!ости акций с уставным капиталом и активами компании?

2.Какими правами обладают владельцы привилегированных акций?

3.Как производится оценка акций?

4.Какие методы определения рыночной цены акции применяются на фондовом рынке?

5.Как определяется доходность по акциям?

6.В чем отличие процедуры приобретения акций от процедуры выкупа?



ГЛАВА3

ДОЛГОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

3.1. ОБЛИГАЦИИ КОРПОРАЦИЙ

Облигация (bond) - это долговая ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательства эмитента возместить инвестору стоимость этой ценной бумаги в определенный срок с уплатой зафиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации или получить иные имущественные права. Фундаментальными свойствами облигации являются:

-отношения займа между инвестором и эмитентом. Лицо, приобретающее облигацию, не становится совладельцем предприятия, а является его кредитором;

-наличие конечного срока обращения облигации, по истечении которого она гасится, т. е. выкупается эмитентом по номинальной стоимости. Однако мировая практика знает так называемые «вечные» облигации, у которых отсутствует конечный срок погашения. По данным облигациям ставка доходности пересматривается, как правило, каждые 10 лет, с тем чтобы снизить процентный риск эмитента. Кроме того, при выпуске облигаций оговаривается возможность их полного или частичного погашения по истечении 10 лет. Иногда в проспекте эмиссии по вечным облигациям указывают конечный срок действия облигаций путем записи: «до ликвидации компании». Следует отметить, что выпуск бессрочных облигаций является крайне редким случаем. Это скорее исключение из правил, чем общая закономерность;

-приоритет облигаций по сравнению с акциями в получении дохода. Выплата процентов по облигациям производится в первоочередном порядке по сравнению с выплатой дивидендов по акциям;



3.1.1. Виды и классификация облигаций

Фирмы выпускают облигации различных видов и типов. В зависимости от того, какой классификационный признак положен в основу группировки, можно выделить несколько видов облигаций.

Закладные и необеспеченные облигации

По методу обеспечения облигаций имуществом фирмы они подразделяются на закладные и беззакладные.

Закладные облигации (secured bonds) обеспечиваются физическими активами или ценными бумагами фирмы. Исторически закладные облигации появились на базе закладных. Закладная как юридический документ, подтверждающий, что фирма заложила под свой долг землю, здания, другое имущество, и дающий кредитору право на овладение заложенным имуществом в случае невыполнения должником своих обязательств, известна достаточно давно. С расширением масштабов производства потреб-

- наличие у владельца облигации права на первоочередное удовлетворение его требований по сравнению с акционером при ликвилапии предприятия.

В связи с тем что облигаци.я является долговым обязательством эмитента, она считается более старшей ценной бумагой, чем акция. Поэтому и.чвесторы, ориентирова.чные кз приобретение надежных ценных бумаг, предпочитают облигации акциям. Однако облигация, как менее рискованная ценная бумага, обычно имеет и меньшую доходность по сравнению с акциями.

Фирмы прибегают к эмиссии облигаций для того, чтобы получить заемный капитал. В отличие от банковского кредита, облигационные займы обеспечивают привлечение кредитных ресурсов на более длительные сроки. В индустриально развитых странах выпускают облигации со сроком обращения, как правило, 10-15 лет.

Следует учитывать также, что, эмитируя облигации, фирма не увеличивает свой уставный капитал. Инвесторы, приобретшие облигации, не являются акционерами и, следовательно, не участвуют в управлении предприятием.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [ 22 ] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]