назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [ 124 ] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]


124

Парламент

Правительство

Мингосимущество и фонд имущества

Регулирование

чековых и инвестиционных фондов

Аукционы по продаже акций приватизированных предприятий

Минфин РФ

Эмитент государственных цгннш бумаг

Ра:цх1ботка стандартов бухучета

-оздание правовой <?дзы

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Аттестация специалистов

Лицензирование профессиональных участников

Регистрация проспектов эмиссии

Регулирование деятельности паевых фондов

Регулирование деятельности СРО

Центральный банк России

Коммерческие банке

Оператор на рынке государственных ценных бумаг

Росстрахнадзор

Регулирование деятельности страховых ()ганизаций

Инспекция по негосударственным пенсионным фондам

Регулирование деятельности НПФ

Рис. 10.2. Органы регулирования фондового рынка в России



доле государства в регулировании российского фондового рынка, которая по мере его становления должна уменьшаться, часть функций передаваться саморегулируемым организациям.

Таблица 10.3 Системы регулирования фондового рынка

Элементы регулирования

Великобритания

Россия

1. Роль государства в регулировании

Ограничена принципиальными вопросами

Чрезмерно большая

2. Роль саморегулируемых организаций в регулировании

Большая

Незначительная

3. Мониторинг законодательной и нормативной базы

ФКЦБ и др. гос. органы

4. Аттестация специалистов

ФКЦБ

5. Лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка

ФКЦБ

6. Контроль за деятельностью на фондовом рынке

ФКЦБ

7. Финансирование затрат по содержанию органов регулирования

Частные средства компаний

Федеральный бюджет

8. Система компенсаций пострадавшим инвесторам

Имеется

Отсутствует

10.4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ

Одним из основных требований к системе регулирования фондового рынка является его информативность, т.е. свободный доступ всех участников рынка к информации об эмитентах, ценах, структуре рынка и т.д. За счет этого обеспечиваются равные права и возможности для всех инвесторов, осуше-ствляюших операции с ценными бумагами. Поэтому законодательство всех стран требует от эмитентов, фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка раскрытия информации, т. е. обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам.

Однако в процессе своей деятельности ряд должностных лиц компаний - эмитентов ценных бумаг получают служебную информа-



цию, которая не яаляется общедоступной или еще не опубликована. В силу этого данные лица приобретают существенные преимущества по сравнению с другими участниками фондового рынка.

Лица, обладающие служебной (внутренней) информацией о компании и ее ценных бумагах, которая не является общедоступной, называются инсайдерами (insider). К внутренней информации относится неопубликованная информация о деятельности компании, способная воздействовать на курс ценных бумаг и дестабилизировать фондовый рынок. Внутренней информацией считаются неопубликованные квартальные, годовые отчеты компании, полученные аудиторами сведения о финансовом состоянии эмитента, закрытая информация о деятельности компании, программы развития предприятия и т. п.

К инсайдерской информации не относятся слухи и предположения о состоянии дел в компании, информация, полученная в результате технического и фундаментального анализа.

В течение длительного времени идет дискуссия по поводу деятельности инсайдеров. Одна сторона защищает инсайдеров, аргументируя это тем, что знание внутренней информации и умелое ее использование являются справедливым вознафажден ием предпринимателя и позволякуг привести цены на финансовые активы в соответствие с их реальной стоимостью. Другая сторона рассмафивает деятельность инсайдеров как аморальную, так как она дает им несправедливое преимущество в силу своего служебного положения перед другими субъектами рынка, т. е. это прямо противоречит общему принципу равенства всех инвесторов на фодцовом рынке.

В настоящее время законодательство большинства сфан ввело ограничения на деятельность инсайдеров, считая, что она противоречит общественным интересам и позволяет инсайдеру извлекать прибыль или избегать потерь, используя только ему одному известную информацию.

В США действуют два закона от 1984 и 1988 гг., которые ужесточили санкции против инсайдеров. В Великобритании в 1985 г. был принят Закон об инсайдерах, накладывающий существенные ограничения на лиц, обладающих внутренней информацией. В России Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) также ввел понятие служебной информации и наложение офаничения на ее использование при совершении операций с ценными бумагами.

Правила, регулирующие деятельность на фондовом рынке, должны дать четкое определение лиц, которые считаются инсайдерами. По российскому законодательству к инсайдерам относятся:

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [ 124 ] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]