назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [ 123 ] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]


123

Деятельность SIB финансируется за счет средств участников фондового рынка.

Регулированием деятельности непосредственных участников фондового рынка занимаются саморегулируемые организации, которые объединяют компании по профессиональному признаку. Для того чтобы компания могла работать на фондовом рынке в качестве профессионального участника, она должна быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций.

В настоящее время в Великобритании действуют четыре саморегулируемые организации (СРО). Идея создания СРО заключается в том, что профессиональные участники фондового рынка добровольно объединяются в союзы и ассоциации, разрабатывают правила работы и берут на себя обязательства по их соблюдению.

На саморегулируемые организации возложено выполнение следующих функций:

-разработка правил и стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в рамках действующего законодательства;

-разработка требований к членам СРО и прием компаний в состав СРО, что равносильно их лицензированию и допуску к работе на фондовом рынке;

-контроль за деятельностью членов СРО;

-наложение санкций за нарущение правил СРО;

-рассмотрение жалоб со стороны клиентов на компании - членов СРО;

-защита интересов инвесторов.

С целью защиты интересов инвесторов, и прежде всего мелких, саморегулируемые организации формируют компенсационные фонды, за счет которых возмещается ущерб инвесторам в случае банкротства инвестиционного института. По правилам, действующим в Совете по ценным бумагам и фьючерсам, вложения в размере 30 тыс. ф. ст. возвращаются инвестору целиком, а выще этой суммы - в размере 90% от вложенной суммы, но не более 50 тыс. ф. ст.

Кроме СРО, в системе регулирования задействованы еще две Фуппы организаций: признанные профессиональные организации и биржи.

признанные профессиональные организации объединяют

бухгалтеров, аудиторов, юристов, для которых работа на фондовом рынке не является их основным видом деятельности. Но SIB, признав эти объединения, дает право их членам проводить



аудиторские проверки профессиональных участников фондового рынка и оказывать им юридические услуги.

Фондовым и фьючерсным биржам принадлежит видное место в системе регулирования. Биржи несут основную нафузку по обеспечению эффективности функционирующего рынка, ликвидности ценных бумаг, надежности приобретаемых на бирже ценных бумаг. Биржи в системе регулирования фондового рынка выполняют следующие основные функции:

-устанавливают правила приема в члены биржи;

-разрабатывают правила и процедуры листинга и дели-стинга ценных бумаг;

-устанавливают правила биржевой торговли, порядок проведения операций и расчетов по сделкам, размер комиссионных сборов и отчислений в пользу биржи;

-фебуют от участников сделок соблюдения правил поведения в торговом зале;

-обеспечивают информационную прозрачность рынка, публикуя информацию о сделках, ценах, объемах торговли и др.;

-осуществляют контроль за деятельностью участников биржевой торговли и устанавливают систему админисфа-тивных и экономических санкций за нарущенйе правил.

Созданная в Великобритании система регулирования фондового рынка в своем роде является уникальной, поскольку на государственные органы (Казначейство) возложены весьма незначительные обязанности, а основную регулирующу)ю роль выполняют саморегулируемые организации. Это обусловлено длительным периодом развития фондового рынка, который насчитывает несколько столетий, культурными и национальными фадициями.

В других странах распределение функций между государственными органами и саморегулируемыми организациями весьма различно, но СРО ифают значительную роль в системе регулирования фондового рынка.

В России фондовый рынок, возрожденный после краха административной системы, насчитывает только несколько лет. Поэтому на развивающемся рынке, на котором еще не сформировались традиции и правила работы, объективно необходимо иметь сильные государственные органы регулирования.

Система регулирования фондового рынка в России прошла два этапа. Первый этап (1992-1996 гг.) характеризуется тем, что главным регулирующим органом со стороны государства высту-



пало Министерство финансов, на которое было возложено нормативно-методическое обеспечение, аттестация, лицензирование и контроль за деятельностью инвестиционных институтов. Одновременно при президенте России действовала комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, которая выполняла в основном консультативные функции.

Второй этап начался в 1996 г., когда значительная часть функций по регулированию была передана Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. На рисунке 10.2 представлена современная структура государственных органов регулирования рынка ценных бумаг.

Центральное место занимает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), на которую возложено проведение государственной политики в области рынка ценных бумаг. Наряду с ФКЦБ регулирование отдельных сфер деятельности на фондовом рынке осуществляют и другие государственные органы.

Полномочия ФКЦБ закреплены Законом о рынке ценных бумаг, в соответствии с которым Федеральная комиссия:

-разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг;

-утверждает стандарты деятельности на фондовом рынке;

-утверждает проспекты эмиссии ценных бумаг;

-устанавливает порядок и осуществляет аттестацию специалистов и лицензирование професс[<ональных участников фондового рынка;

-производит лицензирование саморегулируемых организаций и выдает им генеральные лицензии на право деятельности на фондовом рынке;

-определяет стандарты деятельности конституциональных инвесторов (инвестиционных фондов, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) на фондовом рынке;

-осуществляет контроль за деятельностью на фондовом

рынке и применяет санкции за нарущения правил.

Хотя в российском законодательстве введено понятие саморегулируемых организаций, в настоящее время они еще не получили должного развития. Система регулирования является практически полностью государственной. В таблице 10.3 приведены сравнительные характеристики систем регулирования фондового рынка, применяемых в России и Великобритании.. Представленные в таблице данные наглядно свидетельствуют о чрез.мерно высокой

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [ 123 ] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]