назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [ 119 ] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]


119

ется возможность выбора покупки тех или иных акций. При этом глубина рынка означает, что на фондовом рынке можно купить или продать различные по объему пакеты акций.

Понятие ширины рынка относится к числу акций, которые находятся в обрашении, т.е. активно оборачиваются на вторичном рынке. Практически в любой акционерной компании имеются достаточно большие пакеты акций, которые находятся на руках у основных собственников этой компании. Через владение этими пакетами акций собственник реализует свое право на управление акционерным обществом. В то же время должен быть достаточно широкий круг акционеров, которые не держатся за контрольный пакет акций и могут в любой момент выбросить эти акции в открытую продажу. Такие акции называют «свободно колеблющимися», они в широких масштабах продаются и покупаются, и именно за счет движения этих акций формируется их курсовая стоимость.

5. Доступность и открытость информации.

Широкая публика должна иметь свободный доступ к информации о фондовом рынке и финансовом состоянии компании. Основной источник информации для инвестора - это годовой отчет компании, заверенный независимым аудитором. Во многих странах существует требование обязательного публикования в открытой печати годовых отчетов о результатах деятельности компании за истекший финансовый год. В отчете приводятся основные технико-экономические показатели деятельности компании, отчет о прибылях и убытках, информация об основных направлениях деятельности за прошедший год и перспективы развития компании в предстоящий период. Некоторые биржи вводят систему ежеквартальных отчетов.

Открытость информации означает также возможность акционера ознакомиться с текущим состоянием дел на предприятии, протоколами заседаний совета директоров, за исключением информации, относящейся к коммерческой тайне.

Особые требования предъявляются к специа 1тьной информации, которая может оказать существенное влияние на цену акций. Такая информация должна быть опубликована и распро-оранена немедленно, чтобы инвесторы были в курсе дела и могли принять обоснованное решение по поводу покупки или продажи принадлежащих им акций. Органы регулирования в своих нормативных документах устанавливают правила опубликования такой информации и систему санкций за ее сокрытие.



10.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Для того чтобы реализовать указанные цели, необходимо создание стройной системы регулирования фондового рынка, которая должна включать в себя следующие основные элементы:

-создание нормативно-правовой базы;

-аттестация специалистов фондового рынка;

-лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка;

-контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг и применение санкций за нарушения порядка работы на фондовом рынке.

10.2.1. Нормативно-правовая база

Нормативная база регулирования фондового рынка строится по иерархическому принципу. Высшим нормативным актом

6. Эффективный рынок.

Работа на фондовом рынке всегда сопряжена с определенным риском. Приобретая ценные бумаги, инвестор не застрахован от обесценения капитала при снижении курсовой стоимости ценных бумаг или потери капитала при банкротстве эмитента.

Поэтому риск инвестора должен быть вознафажден получением прибыли от совершенных сделок. При этом размер прибыли должен быть достаточно высоким, чтобы привлечь инвесторов на фондовый рынок. По крайней мере доходность операций с акциями должна превышать доходность по государственным ценным бумагам и другим менее рискованным сферам вложения капитала. В противном случае фондовый рынок просто перестает функционировать.

В этой связи система регулирования, защищая инвестора от манипуляций профессиональных участников фондового рынка, не должна полностью закрыть дорогу спекулянтам рынка ценных бумаг, которые ведут ифу за счет курсовых разниц в ценах на акции и зарабатывают прибыль. Профессиональное знание законов функционирования фондового рынка, умение трезво оценить ситуацию, спрогнозировать изменения в ценах безусловно требуют вознаграждения.



является закон, устанавливающий основные принципиальные правила функционирования фондового рынка. В России таким документом служит Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», который был принят в 1996 г. Данным законом регулируются отнощения, возникающие при выпуске эмитентом ценных бумаг и их обращении на вторичном рынке, а также устанавливаются правила деятельности профессиональных участников фондового рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется путем:

-установления жестких требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обязательны к выполнению;

-регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг, раскрытия информации об эмиссионных ценных бумагах и контроля за деятельностью эмитентов при выпуске и обращении ценных бумаг;

-установления правил работы на фондовом рынке для профессиональных участников;

-создания системы защиты прав инвесторов.

Закон прописывает только рамочные принципы функционирования фондового рынка без их подробной детализации. Конкретизация положений, зафиксированных в законе, осуществляется в нормативных актах, издаваемых органами исполнительной власти: Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Министерством финансов, Центральным банком и др. Нормативные акты министерств и ведомств формируют второй уровень правового регулирования фондового рынка. Федеральный закон и нормативные акты создают поле государственного регулирования рынка и обеспечивает единую, признаваемую всеми правовую среду.

Третий уровень составляют инструкции, методики, положения, разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, каждая фондовая биржа имеет свои правила членства, процедуру листинга и делистинга, правила осуществления торговых операций в зале, проведения расчетов по соверщенным сделкам и т.д. Аналогично этому любой профессиональный участник (брокер, дилер, регистратор и др.) на базе законодательных и нормативных актов разрабатывает свои внутренние документы: договоры, правила, положения, регламентирующие их взаимодействие с клиентами и другими участниками рынка ценных бумаг.

Только наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование рынка. Важней-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [ 119 ] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133]