назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [ 99 ] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


99

17. Экономический взгляд на

Если родители ждут от детей поддержки в старости - возможно, под воздействием чувства вины или каких-то иных мотивов, то даже те родители, которые не испытывают особойлюбви к детям, будут больше инвестировать в их человеческий капитал и меньше сберегать, чтобы обеспечить себя в старости (доказательство этого см. в приложении 17.В). Однако, как следует из уравнения (17-П12), альтруистичные

«родители всегда предпочтут небольшой прирост в своем личном потреблении эквивалентному приросту в потреблении детей, ест они сумели привить им чувство вины. Следовательно, такие родители будут всегда недоинвестировать в человеческий капитал детей. Это служит прямым объяснением того, почему воспитание чувства вины сопряжено с издержками и не является полностью эффективным.

Альтруистичный глава семьи, который не планирует оставлять наследства, стремится создать в семье теплую атмосферу, чтобы ее члены были готовы приходить на помощь тем, кто испытывает финансовые и прочие затруднения. Этот вывод имеет прямое отношение к дискуссии о так называемых семейных ценностях, которая привлекла большое внимание во время недавней президентской кампании в США. Родители помогают формировать систему ценностей у своих детей, включая чувства долга, уважения и любви, но то, что стараются делать родители, во многом определяется политикой государства и изменениями в экономических и социальных условиях.

Возьмем, к примеру, программу, которая, допустим, передает ресурсы пожилым людям преимущественно из бедных семей, не оставляющим наследства, и которая ослабляет зависимость пожилых родителей от их детей. Согласно представленному выше анализу родители, которые не нуждаются в поддержке в старости, не слишком стремятся воспитывать в своих детях более сильные чувства преданности, вины или какие-то другие проявления хорошего отношения к родителям. Это означает, что подобные программы (такие, как программы социального обеспечения), в рамках которых пожилым предоставляется значительная помощь, станут побуждать членов семей эмоционально отдаляться друг от друга, и это будет не простой случайностью, а реакцией, направленной на максимизацию полезности, в ответ на проводимую политику.

занности и другие установки, чтобы лучше понимать условия, при которых обязательства оказываются "заслуживающими доверия" (credible commitments) (формальный анализ см. в приложении 17.Б).

Родители, не оставляющие наследства, могут хотеть, чтобы их дети испытывали более сильное чувство вины, именно потому, что для них выигрыш в полезности от увеличения собственного потребления в старости оказывается больше, чем проигрыш от равного по величине сокращения потребления детей. Такой тип поведения может быть распространен гораздо шире, чем можно было бы предположить исходя из количества семей, которые реально оставляют наследства, ибо родители с маленькими детьми зачастую не представляют, будут ли они финансово обеспечены в старости. Они могут защищать себя от болезней, безработицы и других рисков, связанных со старостью, воспитывая в детях готовность прийти им на помощь, когда в этом возникнет необходимость.

Анализ взаимосвязи между детским опытом и предпочтениями во взрослом состоянии имеет прямое отношение к исследованию процесса формирования рациональных привычек. Формирование предпочтений является рациональным в том смысле, что родительские расходы на детей частично определяются ожидаемым воздействием детского опыта на взрослые установки и поведение. Здесь у меня нет возможности разбирать поведение детей, когда они плачут или притворяются "паиньками", пытаясь в свою очередь воздействовать на установки родителей.

Многие экономисты, в том числе и я, излишне полагались на альтруизм как средство, способное связывать воедино интересы членов семьи. Признание связи между детским опытом и будущим поведением во взрослой жизни ослабляет необходимость полагаться на семейный альтруизм. Но это не возвращает наш анализ к установке на узкоэгоистические интересы, поскольку в этом случае альтруизм частично замещается чувством долга, гневом и другими переживаниями, которыми в моделях рационального поведения обычно пренебрегают.



17.6

Заключительные замечания

Важным шагом в расширение традиционной теории рационального индивидуального выбора является включение в нее намного более представительного класса установок, предпочтений и расчетов. Этот шаг хорошо просматривается во всех обсуждавшихся мною примерах. Анализ дискриминации включает в состав предпочтений неприязнь, или предубежденность, по отношению к представителям определенных групп, таких, как чернокожие или женщины. Решая, стоит ли участвовать в преступной деятельности, потенциальные преступники, как предполагается, ведут себя так, как если бы они учитывали связанные с этим выигрыши и риски, включая вероятность поимки и тяжесть наказания. В теории человеческого капитала люди рационально оценивают выгоды и издержки от такой деятельности, как образование и подготовка, укрепление здоровья, миграция и формирование привычек, радикально меняющих образ их жизни. Экономический подход к семье предполагает, что даже такие глубоко личные решения, как вступление в брак, развод и оп-

ределение размера семьи принимаются путем взвешивания всех плюсов и минусов, связанных с альтернативными стратегиями поведения. Эти плюсы и минусы определяются предпочтениями, которые прямо зависят от альтруизма, а также чувства долга и уважения по отношению к другим членам семьи.

Поскольку подход к исследованию человеческого поведения с точки зрения экономического, или рационального, выбора строится как теория принятия индивидуальных решений, возражения против него чаще всего фокусируются на частных предположениях, касающихся этого процесса. Помимо всего прочего критики отрицают, что индивиды действуют согласованно во времени, и выражают сомнение, что их поведение ориентировано на будущее (особенно в ситуациях, резко отличающихся от тех, которые обычно рассматривают экономисты, - например, когда речь идет о поведении преступников, наркоманов, членов семьи или политиков). Здесь нет места для подробного ответа на эти критические замечания, так что я ограничусь утверждением, что до сих пор не было выработано никакого другого подхода такой степени общности, который составил бы серьезную конкуренцию теории рационального выбора.

Я намеренно выбирал определенные темы, такие, как наркозависимость, чтобы нащупать границы теории рационального выбора. Уильям Блейк как-то сказал, что вы никогда не поймете, что такое "достаточно", пока не столкнетесь с тем, что "более чем достаточно"". Иногда в моих исследованиях предполагалась слишком высокая степень рациональности, но я считал это противоядием от того безбрежного моря публикаций, где людям отказывалось в достаточном ее уровне.

Хотя экономический подход к человеческому поведению строится на теории индивидуального выбора, он ни в коей мере не ограничивается анализом одних только индивидов. Он использует теорию на микроуровне в качестве мощного орудия для получения выводов на групповом или макроуровне. Для получения результатов, касающихся поведения людей в группах, посылка о рациональном индивидуальном выборе сочетается с предположениями о характере исполь-

I» На этот афоризм обратил мое внимание Йон Эльстер.

Система семейных ценностей менялась под действием многих других сдвигов в современном мире, таких, как усиление географической мобильности, обусловленное экономическим ростом повышение доходов, совершенствование рынков капитала и страховых услуг, учащение разводов, уменьшение размера семей, а также развитие системы здравоохранения, финансируемой государством. В целом эти перемены способствовали улучшению жизни людей, но в то же время они ослабляли личные связи внутри семей между женами и мужьями, родителями и детьми, точно так же, как и между дальними родственниками, причем отчасти это произошло из-за снижения стимулов к инвестированию в формирование более близких отношений.



дователей, опирающиеся на модель рационального выбора, активно работают в социологии, правоведении политологии, истории и, в несколько меньшей степени, в антропологии и психологии. Модель рационального выбора обеспечивает наиболее перспективную основу из всех, имеющихся сегодня в нашем распоряжении, для унифицированного подхода представителей общественных наук к изучению социального мира.

Приложение 17. А

Для построения формальной модели предположим, что жизнь каждого индивида состоит из трех периодов: юность (у), зрелый возраст (т) и старость (о) и каждый в начале периода т имеет одного ребенка. Юность детей совпадает со зрелым возрастом родителей, а зрелый возраст детей - со старостью родителей. Предположим также, что полезность, которую родители извлекают из своего альтруизма, отделима от полезности, которую им доставляет их собственное потребление.

Простая функция полезности родителей (F), основанная на этих предпосылках, имеет вид

р = ".р+К-Рс,(П-П!)

где Р - норма дисконтирования, а степень альтруизма родителей возрастает с увеличением а. Для эгоистичных родителей а = 0. Я исключаю случай родителей-садистов (а < 0), хотя анализ легко распространяется и на него.

Каждый индивид работает и получает доход только в зрелом возрасте. В этот период имеется возможность делать сбережения Z„p, чтобы обеспечить потребление в старости, по ставке процента R,,. Родители могут влиять на заработки детей, инвестируя в их человеческий капитал. Предельный доход от таких инвестиций R/, определяется как

(17-П2)

т.е. dR,/dh < 0.

JO - Члыкчвское поведение

зуемых технологий и других факторах, определяющих существующие возможности, о рыночном и нерыночном равновесии, о законах, нормах и традициях. И именно потому, что эта теория дает возможность делать выводы на макроуровне, к ней проявляют интерес политики, а также те, кто изучает межстрановые и кросскультурные различия.

Ни одна из концепций, рассмотренных в этой лекции, не претендует на универсальность. Каждая из них нацелена на получеще конкретных вьшодов о человеческом поведении, которые могут быть протестированы с помощью опросных и иных данных. Споры о том, способны ли наказания удерживать от преступлений, что является главной причиной более низких заработков женщин по сравнению с мужчинами - их дискриминация или меньщий объем накопленного человеческого капитала, в какой мере разрещение разводов по желанию способствует повыщению их общего уровня - во всех этих случаях речь идет о том, насколько эмпирически подтверждаются предсказания, вытекающие из теории индивидуальной рациональности.

Тесная связь между теорией и ее эмпирической проверкой помогает как теоретическому, так и эмпирическому анализу избегать стерильности. Эмпирически ориентированные теории стимулируют поиск новых источников и новых типов данных - так, скажем, теория человеческого капитала стимулировала использование опросных данных, особенно панельных. В то же время не поддающиеся объяснению эмпирические результаты заставляют теорию меняться - так, модели, обогащенные идеями альтруизма и семейных предпочтений, понадобились для того, чтобы ответить на вопрос, почему в западньпс странах родители склонны оставлять всем детям равные по величине наследства.

На меня производит сильное впечатление, как много экономистов проявляют желание заниматься исследованием социальных вопросов, а не тех, что традиционно составляли ядро экономической науки. В то же самое время экономический способ моделирования человеческого поведения нередко привлекает своей аналитической мощью, которую обеспечивает ему принцип индивидуальной рациональности, специалистов из других областей, изучающих социальные проблемы. Влиятельные щколы теоретиков и эмпирических иссле-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [ 99 ] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]