назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [ 97 ] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


97

17. Экпппмический взгляд на

ент интеллектуальности (IQ) и они показывают лучшие результаты по другим личностным тестам. Исследовалось также влияние на нормы отдачи образования и таких факторов, как уровень смертности, ставки налогообложения, потерянные заработки и темпы экономического роста. Корректировка на различия в способностях оказалась не слишком существенной, тогда как влияние резкого падения смертности взрослого населения и высоьсих темпов экономического роста - очень значительным. Недавно Д. Мельцер показал, что именно высокий уровень смертности, особенно от СПИДа, среди молодых мужчин во многих регионах Африки сильно снижает там стимулы к инвестициям в человеческий капитал [Meltzer, 1992].

Эмпирические исследования инвестиций в человеческий капитал получили мощный импульс благодаря классической работе Дж. Мин-цера [Mincer, 1974]. Он дополнил простое уравнение регрессии между заработками и уровнем образования [Вескег, Chiswick, 1966], введя в него приближенную, но очень полезную переменную, измеряющую продолжительность подготовки на рабочем месте и объем накопленного опыта, - число лет после завершения учебы. При этом он использовал индивидуальные, а не групповые данные, и скрупулезно проанализировал остатки в уравнениях для величины заработков. В настоящее время существует множество оценок норм отдачи образования и подготовки для различных стран [обзор литературы на эту тему см. в: Psacharopoulos, 1985]. И действительно, регрессионные уравнения заработков стали, пожалуй, наиболее распространенной формой эмпирического анализа в микроэкономике.

Накопленные эмпирические свидетельства об экономической отдаче образования и подготовки способствовали тому, что человеческий капитал занял важное место в дискуссиях по экономической политике. Эта новая вера в значение человеческого капитала изменила подход государства к проблемам стимулирования экономического роста и производительности, о чем можно судить по тому огромному вниманию, которое уделялось человеческому капиталу в ходе недавней президентской кампании в США.

Одним из наиболее важных теоретических представлений в анализе человеческого капитала является разграничение между общим образованием и специальной подготовкой, или между общими и спе-

MOM Смитом, Альфредом Маршаллом и Милтоном Фридменом, не находил отражения в исследованиях по проблемам производительно-cTir. Тогда ТУ. Шульц и другие авторы приступил-т к выявлению тех последствий, которые инвестиции в человеческий капитал имеют для экономического роста и связанных с ним проблем.

Анализ человеческого капитала исходит из предпосылки, что принимая решения о своем образовании и профессионально!!.подготовке, медицинском обеспечении и других формах пополнения знаний и улучшения здоровья, индивиды соотносят выгоды с издержками. В число выгод помимо культурных и прочих неденежных благ входят более высокие заработки и профессиональный рост, тогда как издержки определяются в основном упущенной ценностью времени, затраченного на эти инвестиции.

Понятие человеческого капитала стало настолько привычным, что сегодня трудно представить, с какой враждебностью в 1950-е-1960-е гг. был встречен подход, введший в употребление этот термин. Сама концепция человеческого капитала объявлялась оскорбительной, поскольку она трактовала людей как машины. Взгляд на образование как на инвестиции, а не как на приобщение к культурному опыту, считался бессердечным и безнадежно ограниченным. В результате я долго колебался, стоит ли называть свою книгу "Человеческий капитал" [Вескег, [1964] 1983], и попытался снизить риск с помощью длинного подзаголовка, который я сам уже давно забыл. И лишь очень постепенно экономисты, не говоря уже обо всех остальных, стали признавать понятие человеческого капитала полезным инструментом при изучении разнообразных экономических и социальных проблем.

Мои исследования человеческого капитала начинались с попытки оценить как частные, так и общественные нормы отдачи образования разного уровня для мужчин, женщин, чернокожих и других групп населения. Спустя некоторое время стало ясно, что анализ человеческого капитала помогает понять многие закономерности на рьшке труда и в экономике в целом. Оказалось возможным разработать более общую теорию человеческого капитала, которая наряду с индивидами включала бы фирмы и которая позволяла бы делать макроэкономические выводы.

При эмпирическом анализе делалась попытка скорректировать более высокие заработки более образованных людей с учетом того, что они обладают лучшими способностями: у них выше коэффици-



1986]. Многочисленные эмпирические исследования неравенства также опираются на представления, разработанные в рамках концепции человеческого капитала, и подчеркивают особую роль различий в образовании и подготовке [см.: Mincer, 1974]. Так, ощутимый рост неравенства в заработках в Соединенных Штатах в 1980-х гг, который вызвал бурные политические споры, в основном объяснялся более высокой отдачей человеческого капитала у более образованной и лучше подготовленной части населения [см.: Murphy, Welch, 1992].

Теория человеческого капитала предлагает несколько неожиданное объяснение так называемо.му тендерному разрыву в заработках. Традиционно женщины намного чаще мужчин работали неполное рабочее время или с длительными перерывами - в значительной мере потому, что обычно им приходилось покидать ряды рабочей силы для ухода за детьми. Как следствие, они имели меньше стимулов инвестировать в образование и подготовку, которые повышали бы их квалификацию и увеличивали заработки.

Однако в течение последних двадцати лет все изменилось. Уменьшение размеров семьи, рост уровня разводов, резкое расширение сферы услуг, где занято большинство женщин, непрерывный экономический рост, который повышал заработки женщин наравне с мужчинами, развитие законодательства, защищавшего гражданские права, - все это стимулировало более активное участие женщин в рабочей силе, а значит, и инвестиции в рыночно ориентированные знания и навыки. Практически во всех богатых странах это привело как к значительному улучшению профессиональной структуры занятости среди женщин, так и к резкому повышению их относительных заработков.

Лучше всего документирован опыт США. В период с середины 1950-х по середину 1970-х гг тендерный разрыв в заработках между занятыми полное рабочее время мужчинами и женщинами сохранялся на уровне примерно 35%. Затем началось постепенное улучшение экономического положения женщин, которое продолжается до сих пор. Оно сократило разрыв до менее чем 25% [см., например: ОNeil, 1985; Goldin, 1990]. Женщины устремились в медицинские школы, щколы бизнеса и права и стали трудиться на рабочих местах, требующих высокой квалификации, куда прежде идти они избегали или куда их не допускали.

цифическими знаниями [см.: Becker, 1962а; Oi, 1962]. По определению, специфические для фирмы знания могут использоваться только на фирме, которая их предоставляет, в то время как общие знания могут также использоваться и на других фирмах. Обучение кого-либо работе на IBM-совместимом персональном компьютере является примером общей подготовки, тогда как ознакомление со структурой управления и способностями работников какой-либо конкретной фирмы является примером специальных знаний. Такое разграничение помогает понять, почему вероятность добровольных увольнений для работников с узкоспециализированными навыками ниже и почему их увольняют последними в период экономического спада. Это объясняет также, почему большинство назначений на ответственные должности осуществляется из числа работников фирмы, а не путем найма со стороны (ведь работникам требуется время для ознакомления со структурой фирмы и ее "культурой") и почему при более совершенных методах бухгалтерского учета в состав ключевых активов большинства компаний следовало бы включать специфический человеческий капитал их работников.

Специфические для фирмы инвестиции порождают ренту, которая должна делиться между работниками и работодателями. Этот процесс дележа уязвим для "оппортунистического" поведения, поскольку после того как инвестиции бьши произведены, каждый из участников может попытаться присвоить основную часть ренты. Рента и оппортунизм, порождаемые специфическими инвестициями, играют ключевую роль в современной экономической теории о функционировании организаций [см.: Williamson, 1985], а также в многочисленных исследованиях по проблеме "принципал-агент" [см., например: Grossman, Hart, 1983]. Влияние специфического капитала на дележ ренты и текучесть рабочей силы также важно учитывать на "брачном рынке" при объяснении "торга" между супругами и уровня разводов [см.: Becker, Landes, Michael, 1977; McElroy, Homey, 1981], равно как и на "политическом рынке" при объяснении низких показателей ротации среди политиков [см.: Cain, Ferejohn, Fiorina, 1987].

Теория инвестиций в человеческий капитал связывает неравенство в заработках с различиями в способностях, семейном окружении, получаемых наследствах и других активах [см.: Becker, Tomes,



17.5

Формирование, распад и структура семей

Анализ поведения семей с точки зрения теории рационального выбора строится на понятиях максимизации полезности, инвестиций в человеческий капитал, распределения времени, а также дискриминации женщин и других групп. Именно ему посвящена оставшаяся часть работы, но поскольку его результаты до сих пор остаются достаточно спорными, я остановлюсь лишь на некоторых из моих недавних исследований.

Работа над "Трактатом о семье" {Becker, 1991] была самым трудным и длительным интеллектуальным предприятием, которое я когда-либо начинал. Семья вполне справедливо считается старейшим и наиболее фундаментальным институтом человечества: некоторые исследователи полагают, что она появилась примерно 40 тыс. лет назад [Soffer, 1990]. В "Трактате" я попытался проанализировать не только современную западную семью, но также семьи в других культурах и изменения в структуре семьи, произошедшие за несколько последних столетий.

/7. Экономический взгляд па.,..-

Попытка охватить столь обширный предмет потребовала предельного напряжения всех интеллектуальных сил на протяжении более чем шести лет, многих часов работы ночью и днем и в конце концов оставила меня интеллектуально и эмоционально полностью опустошенным. В своей автобиографии Бертран Рассел как-то заметил, что написание "Оснований математики" отняло у него столько психологической энергии, что после этого он уже никогда не был способен к по-настоящему напряженной умственной работе. У меня по<?ле окон- . чания "Трактата" два года ушло на то, чтобы восстановить свою прежнюю интеллектуальную активность.

Анализ рождаемости имеет в экономической науке давнюю и почтенную историю, однако до недавнего времени экономисты практически не интересовались браками и разводами, а также отношениями между мужьями и женами, родителями и детьми (впрочем, см. важную работу Минцера: [Mincer, 1963а]). Отправной точкой моих исследований о семье служит предположение, что когда мужчины и женщины решают жениться, завести детей или развестись, они стремятся повысить свое благосостояние, соотнося выгоды и издержки. Поэтому они женятся, когда ожидают, что по сравнению с холостым состоянием им станет от этого лучше, и разводятся, когда ожидают, что их благосостояние от этого возрастет.

Люди, не относящиеся к числу интеллектуалов, нередко удивляются, когда им сообщают, что этот подход считается спорным, поскольку им кажется очевидным, что индивиды, вступая в брак или разводясь, пытаются улучшить свое благосостояние. Подход к бракам и другим формам семейного поведения с точки зрения теории рационального выбора и в самом деле очень часто согласуется с инстинктивными экономическими представлениями "простого человека" [Farrell, Mandel, 1992].

И все же принятие интуитивно правдоподобных предпосылок о человеческом поведении образует лишь отправной пункт для систематического анализа, поскольку сами по себе они не позволяют получить сколько-нибудь интересные результаты. Когда-то, комментируя рассказ о том, как Святой Денис прошел два лье, неся в руках собственную голову, маркиз Дюдеффан заметил, что самым удивительным здесь был самый первый шаг В новой области исследова-

Как подчеркивал ранее Шульц и другие исследователи, инвестиции в человеческий капитал являются главным фактором, способствующим экономическому росту [см.: Schultz, 1963; Denison, 1962]. Однако затем на какое-то время экономисты перестали интересоваться связью между человеческим капиталом и экономическим ростом, поскольку они разуверились в способности общепринятой теории роста объяснять ход экономического развития в различныхстранах. Появление более формализованных моделей эндогенного роста вновь выдвинуло теорию человеческого капитала на передний план теоретических дискуссий [см.: Romer, 1986; Lucas, 1988; Вескег, Murphy, Tamura, 1990; Вагго, Sala-i-Martin, 1992].

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [ 97 ] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]