назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [ 91 ] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


91

ПРИВЫЧКИ, ПРИСТРАСТИЯ и ТРАДИЦИИ

Первая публикация Becker G.S. Habits, addictions, and traditions II Kyklos. 1992. Vol. 45. N 3. P. 327-346 Перевод

выполнен no указанному источнику с согласия "Helbing and Lichtenhahn

16.1

Введение

в большинстве исследований, посвященных тому, как человеческое поведение строится во времени, обьино используется предпосылка, что сегодняшний выбор не зависит напрямую от выборов, совершенных в прошлом. Дж. Хикс отзывался о ней крайне неодобрительно: "Считать, что последовательные акты потребления являются независимыми-это нонсенс; в нормальной ситуащш между ними существует сильная взаимодополняемость" [Hicks, 1965, р. 261]. По иронии, приведенное высказывание находится в конце довольно пространной монографии, посвященной экономическому росту, которая целиком опирается именно на вышеупомянутую предпосылку.

Предпосылка независимости не является "нонсенсом", напротив, она полезна для упрощения множества задач, где взаимозависимость во вре-

16.2

Привычки

Очевидно, что потребление в прошлом оказывает определенное влияние на поведение в настоящем. Если я только что съел сытный обед, то я не захочу другого обеда в ближайшем будущем - даже если это будут приготовленные моей женой восточные сладости. В сущности все блага взаимозаменяемы, если временное интервалы достаточно близки, а объемы их потребления достаточно велики. Даже любители картофельных чипсов и наркоманы, подсевшие на крэк, не захотят еще своего "излюбленного блюда", если они употребили изрядное его количество час назад.

менй не играет решающей роли. Однако она отвлекла экономистов от попыток изучения исключительно важных вопросов, таких, как зависимость от потребления определенных благ, трудовые привычки, формирование предпочтений, поддержка детьми своих престарелых родителей, роль предпочтений как средства, способного обеспечить выполнение будущих обязательств, а также эволюция и устойчивость институтов. Этот круг проблем и рассматривается в настоящей работе.

В массе литературы последних двадцати лет вместо предпосылки о независимости предполагается, что прошлое потребление влияет на текущее потребление. Наиболее существенный вклад бьш внесен работами М. Бойера [Boyer, 1978], X. Хаутеккера и Л. Тейлора [Houthakker, Taylor, 1966], Ф. Кидланда и Э. Прескотга [Kydland, Prescott, 1982], Л. Флипса [Phlips, 1974], Р. Поллака [РоПак 1970], X. Райдера и Дж. Хила [Ryder, Heal, 1973], Ф. Спинуайна [Spinnewyn, 1981], К. фон Вайцзеккера [Weizsacker, 1971], а также моими коллегами-исследователями из Чикагского университета Л. Йаннакоуном, К. Мерфи, Л. Хансеном, Дж. Стиглером, Г. Константи-нидесом, Д. Хитоном и В. Хоцем. Я не стану делать обзор этих работ, суммировать и оценивать их результаты, а остановлюсь лишь на наиболее интересных, с моей точки зрения, моментах.



Однако, когда временное интервалы достаточно велики, оказывается, что большее потребление многих благ в данный момент стимулирует еще большее, а не меньшее их потребление в будущем. Следуя общепринятой фразеологии, я определяю поведение как привычное (habitual), если для него характерна положительная зависимость между прошлым и текущим потреблением; блага, обладающие таким свойством, называются в экономической теории взаимодоцолняющи-ми. Среди хорошо известных примеров - курение, употребление героина, любовь к мороженому или кукурузным хлопьям, бег трусцой, посещение церкви, привычка лгать и нередко интимная близость с определенным партнером.

Для полноты обсуждения требуется рассмотрение как взаимозаменяемости потребления в краткосрочном периоде, так и взаимодополняемости - в долгосрочном. В работе "Теория рациональных пристрастий" [см. наст, изд., разд. 15] мы с Мерфи представили модель циклов, или "запоев", при пьянстве и переедании, в которой имеет место как межвременная взаимозаменяемость, так и межвременная взаимодополняемость, а Д. Хитон [Heaton, 1991] обнаружил оба эти эффекта, исследуя динамические ряды совокупного потребления в Соединенных Штатах. В данной статье основной акцент сделан на взаимодополняемости потребления, поскольку именно она лежит в основе привьиного поведения, особенности которого мне бы хотелось осветить.

Безусловно, степень привыкания к одному и тому же виду деятельности у разных людей может быть различной: большинство могут регулярно пить, не становясь при этом алкоголиками, или много работать, не превращаясь в трудоголиков. Вероятность того, что индивид приобретет привычку к чему-либо, зависит от обстоятельств и возраста. Солдаты, пристрастившиеся к наркотикам во Вьетнаме, в большинстве своем прекратили их употребление вскоре после возвращения к гражданской жизни. Вместе с тем бывшие курильщики или алкоголики часто вновь начинают курить или пить, потеряв работу или оказавшись в разводе.

Привьики являются вредными, или "пагубными", если увеличение текущего потребления блага отрицательно влияет на будущую полезность, как, например, в случае с активным курением или пьянством, оказывающими разрушительное действие на состояние здоровья в будущем. Ана-

рогично привычки являются полезными, или "благотворными", если увеличение текущего потребления положительно влияет на будущую полезность; примерами полезных привычек йогут служить регулярное плавание или посещение церкви. Естественно, что дурные привычки привлекают к себе больше внимания, чем хорошие, однако, как мы увидим далее, из рациональности поведения следует, что наблюдаемые сильные привычки будут чаще оказываться вредными, чем полезными.

Если бы рост потребления блага в прошлом повышал предельную полезность его текущего потребления, то "близорукие" индивиды, не думающие о будущем, стали бы увеличивать свое текущее потребление. Однако более высокая текущая полезность не гарантирует, что рациональные индивиды, которые заботятся о будущем, будут потреблять сегодня больше, чем вчера, поскольку они учитывают, как наращивание текущего потребления влияет на положительную или отрицательную предельную полезность в будущем.

В "Теории рациональных пристрастий", упоминавшейся ранее, определяются необходимые и достаточные условия для формирования привычек у заботящихся о будущем рациональных потребителей [см. также: Ryder, Heal, 1973, lannaccone, 1986]. Действительно, необходимо, чтобы увеличение прошлого потребления повышало предельную полезность текущего потребления - это соответствует тому, что в работах, посвященных формированию зависимости от наркотиков, называется "эффектом самоусиления". Однако важны и другие параметры, такие, как норма дисконтирования будущей полезности, а также норма убывания или обесценения того вклада, который прошлое потребление вносит в текущую полезность. Чем выше норма дисконтирования либо будущего, либо прошлого, тем выше вероятность, что благо, характеризующееся данным уровнем "самоусиления", окажется привычным, и тем сильнее сама привычка (см. приложение 16.А). Этот вывод интуитивно очевиден, поскольку чем выше норма дисконтирования, тем слабее воздействие большего текущего потребления на будущую полезность. Тогда эффект от усиления зависимости оказывается более выраженным.

Зависимость, или пристрастие, понимается просто как сильная привычка. Формально привычка перерастает в зависимость тогда, когда воздействие прошлого потребления на текущее потребление



□ 1S. Привычки, пристрастия и TpoMiuinr,

не относятся к разряду привычных, как, например, ограничение потребления холестерина. Но поскольку высокая норма дисконтирования будущего и прошлого способствует также формированию сильных привычек и пристрастий, постольку для людей с высокой нормой дисконтирования вредные блага, потребление которых способствует формированию зависимости или по меньшей мере сильных привычек, оказываются особенно привлекательными.

Таким образом, мы предполагаем, что зависимость должна быть . связана с вредными видами деятельности. Это помогает объяснить, почему наркотики и преступность, как правило, соседствуют друг с другом и почему религиозные люди обычно законопослушны, даже если употребление наркотиков и религиозность не влияют на склонность к участию в преступлениях и даже если преступления и религия не являются аддиктивными благами.

При анализе поведения, ориентированного на максимизацию полезности с учетом будущего, нигде не предполагается, что людям достоверно известно, появится ли у них привыкание или зависимость от блага или некоторого вида деятельности, хотя это иногда и оспаривается критиками такого подхода. Индивид может оставаться в полной неопределенности относительно того, станет ли он алкоголиком, если начнет регулярно пить. Трудный подросток, начинающий экспериментировать с наркотиками, может ожидать, не будучи в этом уверенным, что его жизнь наладится, прежде чем он попадет в зависимость от них, допустим, в случае устройства на хорошую работу или женитьбы. Поскольку такой выбор делается в условиях значительной неопределенности, то некоторые индивиды попадают в наркотическую зависимость просто потому, что развитие событий оказывается менее благоприятным, чем можно было бы себе представить - хорошая работа никогда не спасает наркомана. Те, кто становятся наркоманами вследствие неудачного стечения обстоятельств, могут впоследствии сожалеть о своей зависимости, но признаком иррационального поведения это является не в большей степени, чем сожаления игроков, сильно проигравшихся на скачках, о том, что они так высоко "задрали" ставки.

Я определяю традиционное поведение как привычки, чувствительные к потребительскому выбору в отдаленном прошлом (включая иногда выбор, сделанный в прошлом родителями или кем-то еще)

оказывается достаточно существенным, чтобы дестабилизировать его (см. приложение 16. А). Поэтому шок, с которым пришлось столкнуться индивиду, например потеря работы, может со временем вызывать все больший и больший рост потребления аддиктивных (т.е. вызывающих зависимость или привыкание) благ Спрос на такие блага имеет тенденцию к бифуркации: люди либо потребляют большие их количества, либо полностью воздерживаются от их потребления, предвидя, что могут "подсесть" на них, если попробуют. Курение дает хороший пример такой бифуркации: 70% взрослого населения Соединенных Штатов не курит, тогда как курильщики, как правило, выкуривают не менее полпачки сигарет в день.

В некоторых случаях простое следование выработанным привычкам может приводить к их перерастанию в зависимость. Например, такие привычки, как употребление наркотиков или спиртных напитков, способны снижать внимание к тому, какие последствия это будет иметь в будущем, - нет никаких причин предполагать, что норма дисконтирования будущего просто задана и фиксирована (в одной из моих работ [Вескег, 1990] проводится анализ эндогенных норм дисконтирования). Поскольку повышение нормы дисконтирования усиливает приверженность к любым привычкам, то это должно вызывать дальнейшее повышение нормы дисконтирования. Результатом может стать ускоренное перерастание определенных привычек в сильную зависимость.

Теоретическая предпосылка о том, что зависимость частично обусловливается высокой нормой обесценения прошлого потребления, неплохо согласуется с медицинскими данными. Вред, наносимый легким, печени и другим органам, довольно быстро начинает убывать после того, как индивид прекращает много пить или курить, если только не начались необратимые процессы.

Поскольку люди, сильно дисконтирующие будущее и прошлое, придают лишь небольшое значение будущим возможным последствиям своего поведения, то маловероятно, чтобы они стали воздерживаться от "пагубных" занятий, снижающих их будущую полезность, даже тогда, когда такие занятия не относятся к разряду привычных. В то же время "благотворные" виды деятельности, увеличивающие будущую полезность, будут для них менее привлекательными, даже когда они

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [ 91 ] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]