назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [ 87 ] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


87

кращает будущее потребление. Этот интуитивный вывод не может быть применен к аддиктивным благам, потому что полные издержки, связанные с их потреблением, зависят от нормы предпочтения времени. Действительно, если степень привыкания достаточно сильна, то более высокая норма предпочтения настоящего а, вероятнее всего, станет с течением времени ускорять рост потребления аддик-тивного блага Такой резкий подъем профилей потребления во времени при усилении предпочтения настоящего противоречит интуи- -тивному представлению, вытекающему из давно установленных свойств сепарабельной функции полезности, но не противоречит каким-либо серьезным эмпирическим наблюдениям.

Различая вредное и полезное привыкание на основании того, оказывает ли потребительский капитал отрицательное или положительное влияние на полезность и заработки, мы следуем работе "De gustibus non est disputandum". Поскольку определения смежной межвременной взаимодополняемости и привыкания к аддиктивным благам не зависят от первых производных функций полезности и заработков, то они применимы как для случаев зависимости от потребления вредных благ, так и для случаев зависимости от потребления полезных благ. Например, увеличение а и 5 повышает степень смежной межвременной взаимодополняемости, и, следовательно, усиливает степень потенциального привыкания как к вредным, так и к

полезным благам.

Компонент запасов потребительского капитала в полной цене - член a{t) в уравнении (15-5) - зависит от знаков перед щ и w/. будущие издержки прибавляются к текущей рыночной цене вредных аддиктивных благ, тогда как будущие выгоды вычитаются из текущей цены полезных аддиктивных благ Таким образом, усиление предпочтения настоящего времени и повышение нормы обесценения потребительского капитала увеличивают спрос на вредные блага, но снижают спрос на полезные. В результате наркоманы и алкоголики в большей степени ориентированы на настоящее, тогда как религиозные люди и любители бега трусцой - на будущее.

Более детальное рассмотрение этого вопроса можно найти в [Вескег, Murphy, 1986а, section 8].

а, стремящейся к бесконечности (если ставка процента равна о), стремится к нулю, в этой ситуации игнорирование воздействия изменения текущего потребления на будущее становится "рациональным".

Из определения смежной межвременной взаимодополняемости (уравнение (15-16)) очевидно, что предпочтение в пользу настоящего времени не является необходимым условием возникновения зависимости. Однако полностью "близоруким" потребителям.((5 = °о) и вправду всякий раз, когда увеличение прошлого потребления повышает предельную полезность текущего потребления (а, > 0), грозит потенциальная опасность впасть в зависимость. Хотя формально полностью "близорукое" поведение согласуется с нашим определением рационального поведения, но можно ли назвать рациональным человеком того, кто полностью или в значительной степени игнорирует будущие последствия своих действий? Некоторые экономисты и философы полагают даже, что рациональность исключает любые межвременные предпочтения.

К счастью, мы можем по-другому интерпретировать о: норма предпочтения времени может быть положительной даже тогда, когда индивидуальные межвременные предпочтения сами по себе являются нейтральными. Если продолжительность жизни конечна, то величина, обратная числу оставшихся лет жизни, представляет собой аппроксимацию нормы предпочтения времени для людей, не дисконтирующих свое будущее. Тогда пожилые люди рационально "близоруки", потому что им уже недолго осталось жить. Следовательно, при прочих равных условиях чем старше люди, тем меньше они заботятся о последствиях текущего потребления в будущем и, следовательно, тем сильнее они склонны к привыканию. Конечно, прочие условия обычно не бывают равны: старые люди, как правило, имеют плохое здоровье и чаще подвергаются разного рода жизненным невзгодам, чем молодые. Более того, маловероятно, чтобы те, кому удалось дожить до старости, имели сильное пристрастие к каким-либо вредным благам.

Хотя в целях упрощения мы предполагаем, что а = г, тем не менее наш анализ позволяет прийти к некоторым новым выводам о последствиях изменения а относительно г. Когда функции полезности сепарабельны во времени, смещение предпочтения времени вверх относительно ставки процента увеличивает текущее потребление и со-



15.5

Перманентные изменения цены

д dt

д ( dc

dS др др.

f dc dS

(15-17)

Второе слагаемое в правой части этого уравнения равно нулю в окрестности точки равновесия, потому что изменение потребительского капитала S в состоянии равновесия равно нулю. Знак первого слагаемого противоположен знаку dc I dS, поскольку оказывает отрицательное воздействие на c(t) и, следовательно, на 5 . По определению, знак производной dc/dS положителен в случае смежной межвременной взаимодополняемости, равен нулю в случае независимости и отрицателен в случае смежной межвременной взаимозаменяемости.

Таким образом, воздействие компенсированного изменения на с будет со временем возрастать, если текущее и прошлое потребление находятся в отношениях смежной межвременной взаимодополняемости; другими словами, для аддиктивных благ характерно нарастание этого эффекта во времени. Перманентное изменение цены аддиктивного блага способно оказывать лишь незначительное начальное воздействие на спрос, однако со временем это влияние станет усиливаться, пока не будет достигнуто новое равновесие (при предположении, что в итоге потребление придет в состояние устойчивого равновесия).

Действительно, если функция полезности квадратична, то долгосрочное воздействие на потребление, оказьшаемое перманентными изменениями цены, для аддиктивных благ будет сильнее. Чтобы показать это, продифференцируем условия первого порядка (15-6), взяв квадратичную функцию полезности, и получим изменение потребления между двумя устойчивыми состояниями равновесия:

с* М- S(a + 5)

<0.

(15-18)

dp, сСа в •

Знаменатель выражения вблизи устойчивых равновесных состояний отрицателен, так как < О и 5 > О (см. (15-14)). Поскольку усиление зависимости снижает В, то при более сильной зависимости долгосрочное воздействие изменения собственной цены блага на его потребление оказывается больше.

Долгосрочная эластичность была бы пропорциональна "наклону кривой, задаваемому уравнением (15-18), если бы первоначальный равновесный уровень потребления не зависел от В. Изменения В не влияют на первоначальный равновесный уровень потребления, поскольку он определяется первыми производными функций полезности и заработков, которые не затрагивают В.

Полное воздействие конечного изменения цены на совокупное потребление аддиктивных благ может быть значительно больше, чем эффект, получаемый в соответствии с уравнением (15-18), так как еще существуют неустойчивые равновесные состояния. Согласно рис. 15.2, все домохозяйства с первоначальным потребительским капиталом от S* до 5* должны были бы находиться слева от неустойчивого равновесия при р= р w соответствующей кривой /7/?, но при р = р~ п соответствующей кривой рр они должны были бы находиться справа от него. Следовательно, снижение цены с /? до р должно существенно повышать долгосрочный спрос на благо с се стороны таких домохозяйств.

Курение и пьянство являются единственными вредными привычками, которые широко исследованы эмпирически. Д. Маллэхи [Mullahy, 1985] изучил многочисленные оценки эластичности спроса на сигареты и показал, что чаще всего они лежат в интервале между 0,4 и 0,5. Из нашей модели следует, что долгосрочная эластичность спроса на сигареты по цене равна примерно 0,6 [см.: Becker, Grossman, Murphy, 1987]. Это немало по сравнению с оценками эластичности для других благ. Наиболее высокой ценовой эластичностью отличаются алкогольные напитки, особенно крепкие [см.: Cook, Tauchen, 1982].



..,r,,n„, „p.7Bb,ww, пристрастия

--H--1 -1--.

Рис. 15.2

Совокупный спрос на сигареты или алкоголь может быть весьма чувствительным к цене, но при этом реакция наиболее зависимых индивидов может быть достаточно умеренной. Так, Ф. Кук и Дж. Точен исследовали влияние стоимости крепких спиртных напитков как на сильно пьющих индивидов, так и на всех потребителей алкоголя. Они определяли число сильно пьющих по уровню смертности от цирроза печени (главная причина смертности при алкоголизме). В результате они пришли к выводу, что даже небольшое изменение государственных акцизов на спиртные напитки оказывает значительное воздействие на уровень смертности от этой болезни. Это дает основания предполагать, что либо сильно пьющие индивиды существенно сокращают свое потребление при значительном удорожании спиртных напитков, либо число сильно пьющих индивидов чувствительно к цене на алкоголь.

Очень часто героин, кокаин, азартные игры и другие вредные аддиктивные блага запрещаются законом; некоторые полезные аддиктивные блага, такие, как приверженность к определенному религиозному культу или определенному типу музыки, иногда также запрещаются. Когда запрет подкрепляется штрафными санкциями в отношении как производителей, так и потребителей, запрещенные блага становятся дороже. Из нашего анализа следует, что увеличение издержек потребления наркотических благ в результате введения суро-

□ 15. Теория рациональных пристрастий -w -.тг-

вых наказаний сильно сокращает долгосрочный спрос на героин и другие запрещенные наркотики. Однако спрос на запрещенные аддиктивные блага может весьма слабо реагировать на временное повышение цен, произошедшее вследствие временного всплеска активности правоохранительных органов или в первый год после введения

постоянного запрета.

Для рациональньгх потребителей полная цена аддиктивных благ включает денежный эквивалент изменений в будущей полезности и "в будущих заработках, порождаемых изменениями текущего потребления. Информация о вреде курения для здоровья, ставшая общедоступной в конце 1950-х гг., позволила поставить великолепный эксперимент - станут ли люди, привыкшие к курению, учитывать отдаленные пагубные для здоровья последствия или же так и останутся "близорукими". Р. Ипполито, Р. Мерфи и Д. Сант [Ippolito, Murphy, Sant, 1979] провели исследование, показавшее, что спустя 11 лет после обнародования в 1964 г руководством Медицинского управления США первого доклада о последствиях курения потребление сигарет и папирос на душу населения уменьшилось на 34 и 45% соответственно. Это явно противоречит представлению о том, что большинство курящих "близоруки" и не реагируют на информацию о предстоящих последствиях из-за сильного дисконтирования будущего.

Конечно, люди, продолжающие курить, и те, кто начал курить после того как появилась новая информация о вреде курения, должны быть более "близоруки", чем люди, бросившие или вообще не начинавшие курить. Так, была выявлена более сильная отрицательная зависимость между курением и уровнем образования в 1970-х и 1980-х гг по сравнению с периодом, предшествовавшим появлению первого доклада Медицинского управления США с информацией о вреде курения. Одним из объяснений этого факта является то, что более образованные люди, как правило, склонны иметь более низкую норму предпочтения настоящего. Вероятно, это в какой-то мере объясняет, почему они готовы инвестировать в высшее образование, выгоды от которого носят отложенный характер. Однако Ф. Фаррел и В. Фьюкс [Farrell, Fuchs, 1982] показали, что отрицательная связь между уровнем образования и курением не полностью объясняется непосредственным влиянием образования на склонность к курению.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [ 87 ] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]