назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [ 81 ] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


81

] С/ -ч•-•--- -

dMj +

(14-8)

где w - ставка заработной платы (остающаяся, по хфедположению, постоянной во всех возрастах); г - ставка процента; п - продолжительность жизни и Aj - эффект пристрастия, показывающий величину экономии будущих затрат времени, получаемой благодаря приросту последующего музыкального капитала под воздействием производства М в момент j.

При отсутствии пристрастия А = Ом уравнение (14-8) приводится к хорошо знакомой формуле предельных издержек. Более того, Aj положительно до тех пор, пока музыка вызывает благотворное пристрастие, и имеет тенденцию к уменьшению по мере увеличения у, достигая нуля при j - п. Значение wIMP, уменьшается с возрастом для любой данной величины затрат времени, тогда как музыкальный капитал с годами возрастает. В юности Aj может не столь сильно меняться с годами, поскольку в этом возрасте темп убывания остающегося срока жизни невелик. Следовательно, в юности п„ будет снижаться по мере взросления, поскольку воздействие затрат времени на величину предельного продукта будет доминировать над их воздействием на величину А. Хотя в других возрастах не обязательно сокращается, пока что мы предполагаем, что оно непрерывно уменьшается с возрастом.

Если не зависит от возраста, а относительная цена музыкального наслаждения с годами снижается, то в соответствии с уравнением (14-7) относительное потребление музыки будет увеличиваться с

Поскольку, однако

При подстановке из определения тс

dM .

, автоматически следует уравнение (14-8).

□ 14. De gustibus поп est disputandum-mm-

возрастом. Согласно такой трактовке (относительное) потребление музыки будет расти с каждым следующим прослушиванием не из-за сдвига во вкусах в ее пользу, а потому, что ее теневая цена станет снижаться по мере того, как благодаря постоянному слушанию будут накапливаться умение и опыт ее понимания.

Иными словами, предельная полезность времени, посвящаемого музыке, увеличивается с ростом запаса музыкального капитала. Поэтому можно сказать, что потребление музыки увеличивается с каждым последующим прослушиванием потому, что предельная полез-юсть времени,затрачиваемого на нее, растет по мере слушания, даже три неизменных вкусах.

Воздействие слушания на накопление музыкального капитала может зависеть от уровня образования и других форм человеческого капитала, как показано в уравнении (14-6). Этим можно объяснить, почему образованные люди потребляют больше "хорошей" музыки (т.е. музыки, которую любят образованные люди!), чем остальные.

Пристрастие снижает цену получения музыкального наслаждения в юности, не оказывая сравнимого по значимости эффекта на производительность времени, посвящаемого музыке в эти годы. Поэтому пристрастие ведет к увеличению времени, посвящаемого музыке в юности: какую-то его часть следует рассматривать как инвестирование, увеличивающее будущий музыкальный капитал. Хотя цена музыки с возрастом уменьшается, а потребление музыки возрастает, время, уделяемое музыке, не обязательно при этом становится больше, потому что накопление музыкального капитала дает возможность увеличивать потребление музыки даже при сокращении с возрастом затрачиваемого на нее времени. Чем эластичнее кривая спроса на музыкальное наслаждение, тем больше вероятность увеличения уделяемого музыке времени. Мы можем представить этот результат в форме, которая удивит многих читателей, а именно: чем выше (а не

Предельная полезность времени, посвящаемого музыке, в момент j включает полезность от увеличения будущего запаса музыкального капитала, которое обеспечивается увеличением времени, посвящаемого музыке. Доказательство, подобное тому, которое приведено для цены музыкального наслаждения, показывает, что предельная полезность времени будет иметь тенденцию с возрастом увеличиваться, по крайней мере в молодые годы.



ш. i ipcfv itji I ении, 11РИВЫЧКИ, пристрастия

ниже) эластичность кривой спроса на музыкальное наслаждение, тем больше вероятность, что время и другие ресурсы, расходуемые на получение наслаждения от музыки, станут усиливать пристрастие к ней, * т.е. та их часть, которая затрачивается на музыку, будет возрастать с каждым следующим прослушиванием.

Запас музыкального капитала в старших возрастах может уменьшаться, а цена музыкального наслаждения расти, поскольку стимулы к вложениям в будущий ьсапитал станут ослабевать по мере сокращения остающихся лет жизни, тогда как вложения, необходимые просто для поддержания капитала в прежнем объеме, будут возрастать по мере его накопления. Если кривая спроса на музыку эластична, то с повышением цены время, уделяемое музыке, будет сокращаться. Следовательно, наш анализ показывает, что наблюдаемое пристрастие к музыке может быть сильнее в молодости, чем в старших возрастах.

Эти выводы, полученные для музыки, также приложимы и к другим потребительским благам, пристрастие к которым носит благотворный характер. Их цена падает в молодости, а потребление растет, потому что с возрастом и по мере приобщения к ним происходит накопление потребительского капитала. Затраты времени и рьшочных товаров, используемых для производства потребительских благ, к которым вырабатывается пристрастие, не обязательно увеличиваются по мере приобщения к таким благам, даже если объем их потребления растет. Чем эластичнее кривая спроса на данное потребительское благо, тем выше вероятность, что затраты на это благо будут нарастать с каждым следующим актом его потребления. Но даже при нарастании этих затрат в молодости они в конце концов могут начать сокращаться, когда запас потребительского капитала станет убывать в пожилом возрасте.

Используя ту же аргументацию, что была развита применительно к случаю благотворного пристрастия, можно показать, как все выводы меняются на противоположные в случае пагубного пристрас-тия\ отличительный признак которого - отрицательный знак производных в уравнении (14-6):

Q 14. De gustibus поп est disputandum

В некоторых отношениях наш анализ благотворных и пагубных пристрастий является частным случаем анализа благотворного и вредного совместного производства Ooint production), предпринятого Майклом Гроссманом [Grossman, 1971].

<0 для всех v Из уравнения (14-6),(14-9)

где Н - потребительские блага, вызывающие пагубное пристрастие. Увеличение их потребления в любом возрасте сокращает запас потребительского капитала, остающегося на будущее, и это повышает их теневую цену для.всех последующих периодов жизни. Теневая цена таких благ (во всяком случае в молодости) будет расти с возрастом и по мере их употребления (exposure), так что с возрастом и по мере их употребления объем их потребления должен снижаться. Затраты рыночных товаров и времени, однако, не обязательно должны уменьшаться по мере их употребления, потому что потребительский капитал при этом станет сокращаться; действительно, затраты ресуфсов, по-видимому, будут расти по мере употребления такого блага, если кривая спроса на него неэластична.

Для подтверждения этих выводов рассмотрим потребительское благо "эйфория", производимое с помощью героина (или алкоголя, или амфетаминов). Рост потребления эйфории в текущий период увеличивает издержки ее производства в будущем из-за сокращения запаса "эйфорического капитала", остающегося на будущее. Из-за этого потребляемый объем эйфории должен сокращаться с каждым следующим погружением в нее. Но если кривая спроса на эйфорию была бы достаточно неэластична, прием героина увеличивался бы с каждым следующим погружением в нее, в то время как уровень самой эйфории снижался бы.

Заметим, что дозы героина, принимаемые в юности, сокращались бы из-за его отрицательного воздействия на объем "эйфорического капитала", остающегося на будущее. Действительно, одного лишь предвидения пагубных последствий привыкания к героину было бы достаточно, чтобы полностью предотвратить его употребление. Заметим далее, что если героин употребляется даже тогда, когда буду-

»Вместо уравнения (14-8) получаем

- + А„

TneAj>0.



14.3

Стабильность вкусов, обычаи и традиции

"Традиционная" оговорка об ограниченных возможностях экономической теории в изучении поведения человека связана с предполагаемым всемогуществом обычаев и традиций. Ее блестящая формулировка на примере поведения правителей принадлежит Джону Стюарту Миллю: "Неверно, что деятельность даже посредственных правителей целиком или почти целиком определяется их личными интересами или хотя бы их собственным пониманием своих личных интересов...

щие отрицательные последствия совершенно точно известны заранее, то, значит, потребитель получает большую полезность, чем если бы ему не давали возможности его принимать. Конечно, полезность для него бьша бы еще больше, если бы новые технологии (метадон?) могли уменьшить вредные последствия эйфории, выражающиеся в выработке пристрастия, т.е. если бы новые технологии сократили отрицательные значения производных в уравнении (14-9) или, возможно, даже изменили знак.

Интереснее всего, что дозы героина по мере его приема будут расти, а объем эйфории - уменьшаться, если кривая спроса на эйфорию (значит, и на героин) окажется достаточно неэластичной. Другими словами, пристрастие к героину (рост доз по мере приема) является результатом неэластичного спроса на героин, а не его причиной, как это обычно утверждают. Точно так же прослушивание музыки или игра в теннис приведет к выработке пристрастия, если кривая спроса на музыку или теннис будет достаточно эластичной: пристрастие опять-таки оказывается результатом, но не причиной того или иного уровня эластичности спроса. Иначе говоря, если подозревается наличие пристрастия (хотя бы из-за увеличения с возрастом затрат времени и рьшочных товаров), но не ясно, благотворно оно ихш пагубно, то об этом можно было бы судить по эластичности спроса: высокая эластичность предполагает благотворное пристрастие, низкая - пагубное".

Чтобы понять, почему дозы героина нарастают по мере его приема или почему они нечувствительны к изменению цены, вовсе не обязательно предполагать, что опыт погружения в эйфорию меняет

Во избежание неправильного понимания мы должны прояснить, что "пагубный" означает только то, что производные в уравнении (14-9) отрииательны, а не то, что это пристрастие наносит вред окружающим, и не то (как мы только что показали), что человек, питающий его, поступает нерационально, потребляя такие блага.

Эластичность спроса можно оценить, исходя из изменений цен затрачиваемых ресурсов. Например, если производственная функция какого-либо потребительского блага является линейно однородной и если все будущие, так же как и текущие, цены ресурсов возрастают в одинаковой пропорции, которая нам известна, то эластичность спроса на потребительское благо можно оценить по сокращению используемых ресурсов. Следовательно, различие между благотворным и вредным пристрастием операционально: полученные независимо друг от друга оценки эластичности Moiyr помочь определить (как показано в статье), является ли то или иное пристрастие благотворным или же пагубнь[М.

вкусы. Даже при неизменных вкусах количество принимаемого героина будет расти по мере его употребления, и пристрастие к нему вырабатывается именно вследствие этой нечувствительности к ценовым изменениям.

Экзогенное повышение цен на аддиктивные товары или время, например в результате установления акцизов (скажем, на сигареты и алкоголь) или введения ограничений на продажу (вроде заключения в тюрьму торговцев героином), будет оказывать относительно слабое воздействие на их использование, когда речь идет о выработке пагубного пристрастия к ним, и относительно сильное, когда речь идет о выработке благотворного пристрастия. Другими словами, акцизы и тюремное заключение будут преимущественно вести к увеличению затрат потребителей на подобные товары в случае пагубных пристрастий и к сокращению объема их потребления в случае благотворных пристрастий.

Распространение понятия "капитал" на вложения в формирование способностей к более эффективному потреблению имеет множество других потенциальных приложений. Например, понятие "потребительский капитал" может найти успешное применение в теории разделения труда между членами семьи.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [ 81 ] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]