назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [ 80 ] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


80

14.1

Новая теория потребительского выбора

Значимость предпосылок о стабильности предпочтений и максимизации полезности при объяснении самых разнообразных видов пове-

Наш покойный друг Рубен Кессель предложил заманчивое объяснение: так как евреи столь часто преследовались и были вынуждены спасаться бегством в другие страны, они инвестировали не в недвижимое богатство-землю, а в мобильный человеческий капитал-деловые навыки, образование и тд., который автоматически перемещался вместе с ними. Конечно, можно задать и бшее основательный вопрос: но почему же они иудеи, а не христиане или мусульмане?

S, У

S, Yi

2 Изложение этой новой версии теории псугребления дано в работе [Michael. Здесь подчеркивается ее способность объяснять многие особенности поведения, котор зываются совместимыми с предпосьшкой о стабильности вкусов.

дения возросла еще больше благоаря недавно разработанной новой формулировке теории потребления. Эта формулировка превращает семью из пассивного максимизатора полезности при осуществлении покупок на рынке в активного максимизатора, участвующего также в расширенной производственной и инвестиционной деятельности. Согласно традиционной теории домохозяйства максимизируют функцию полезности применительно к товарам и услугам,, покупаемым на рынке, тогда как согласно новой формулировке они максимизируют функцию полезности применительно к объектам выбора, именуемым "потребительскими благами", которые они производят, используя приобретаемые на рынке товары, собственное время, свои навыки, профессиональную подготовку и прочий человеческий капитал, а также иные ресурсы. В формальной записи домохозяйства стремятся максимизировать функцию

U=UiZ„...,ZJ(14-1)

Z,- X,,, ...4, 5„ ... S, У,), i = 1 ... m, (14-2)

где Z, - потребительские объекты выбора, входящие в функцию полезности, fi - производственная функция для г-го потребительского блага, - количествоу-го рыночного товара или услуги, используемое для производства г-го потребительского блага, /у, - затраты собственного времениу-м членом домохозяйства, 5, - его человеческий капитал, а У, - затраты всех прочих факторов.

Z, не имеют рыночных цен, поскольку не покупаются и не продаются, но они имеют "теневые" цены, определяемые издержками их производства. Если бы f были линейно однородными функциями по Хр и tji, то предельные и средние издержки были бы одинаковы и теневая цена для Z, составляла бы

ством, почему общества с полшамными семьями так редки в наще время, почему банки переливания крови не несут ответственности за качество своего продукта? Если бы мы смогли удовлетворительно ответить на эти вопросы, читатель сразу же задал бы еще дюжину.

Мы не настолько всезнаюнщ, чтобы утверждать, будто способны применить теорию максимизации полезности для исчерпывающего объяснения всех сколько-нибудь важных явлений,-для этого не хватит способностей всего нащего поколения экономистов. Но мы убеждены, что традиционный подход, используемый экономистами, может служить руюводстюм при рещений множества проблем и что другого подхода, хотя бы отдаленно сравнимого с ним по степени общности и эффективности, не существует

В подтверждение своего тезиса мы можем сослаться на примеры явлений, которые, как нам кажется, успешно объясняются исходя из предпосылки о существовании стабильных во времени и достаточно гладких функций предпочтений. В конце концов это действительно единственный убедительный метод подтверждения данной предпосылки, и для этого вполне допустимо использовать весь имеющийся набор апробированных экономических теорий. Ниже мы представим такого рода доказательство на примере одной специальной, частной теории. Мы берем формы поведения, обычно привлекаемые для демонстрации изменений во вкусах или считающиеся объяснимыми только в терминах таких изменений, и показываем, что они совместимы с нашей предпосьш-кой о стабильности предпочтений и что этот новый подход плодотворен.



14.2

Стабильность вкусов и "пристрастия"

Часто говорят, что вкусы меняются в результате потребления товаров, к которым может вырабатываться "пристрастие" ("addictive" goods). Например, курение сигарет, употребление алкогольных напитков, инъекции героина или тесные контакты с некоторыми людьми в течение значительного времени часто усиливают влечение (создают непреодолимую потребность) к этим товарам (или людям), и оттого их потребление со временем увеличивается. На языке теории полезности, их предельная полезность со временем возрастает, потому что вкусы сдвигаются в их направлении. Этот аргумент был выдвинут Альфредом Маршаллом при обсуждении склонности к "хорошей" музыке: "В этом законе [убывания предельной полезности], однако, содержится

Полный доход - это максимальный денежный доход, который домохозяйство может получить при соответствующем распределении своего времени и прочих ресурсов.

Мы исходим из того, что

а также, что

dtdS„

где pj - цена Xj, Wj - стоимость времени tj, а О,, и Р,. - коэффициенты "затраты-выпуск", которые зависят от (относительного) набора р Hw, 8и Yj. Многочисленные и разнообразные детерминанты этих теневых цен как бы конкретизируют наше утверждение, приведенное выше, о сложных формах, какие могут принимать "ценовые" объяснения различий в поведении между отдельными людьми и целыми эпохами.

Реальный доход домохозяйства равен не просто его денежному доходу, дефлированному по индексу цен рьшочных товаров, а его полному доходу (который включает и ценность "времени" для домохо-зяйства) дефлированному по индексу цен тг, производимых им потребительских благ Так как полный доход и цены потребительских благ зависят от множества факторов, доходы также принимают сложные формы. Задача статьи - рассмотреть некоторые из форм, в которых выступают цены и полный доход.

скрытое условие, требующее выяснения. Оно заключается в том, что мы не учитываем, какое влияние оказывает время на изменения в характере и вкусах самого человека. Поэтому закон не исключает того, что чем более человек слушает хорошую музыку, тем более должно возрастать у него желание ее слушать" [Маршалл, 1993, с. 156-157].

По нашему мнению, явление, которое пытается истолковать Маршалл, т.е. что слушание хорошей музыки увеличивает последующий спрос на нее (у некоторых людей!), можно объяснить точнее и глубже исходя из предпосылки о стабильности вкусов, тогда как постулирование изменений во вкусах было бы ничего не объясняющим "объяснением". Суть нашего объяснения сводится к накоплению потребителем того, что может быть названо "потребительским капиталом", причем мы отличаем "благотворные" (beneficial) пристрастия, вроде склонности к хорошей музыке у Маршалла, от "пагубных" (harmful),

скажем к героину.

Рассмотрим вначале благотворное пристрастие и не меняющуюся функцию полезности, которая зависит от двух производимых потребительских благ:

i/=t/(M,Z),(14-4)

где М измеряет количество произведенного и потребленного "наслаждения" музыкой, а Z - производство и потребление остальных потребительских благ Производство блага "музыкальное наслаждение" выражается функцией, которая зависит от времени, посвящаемого музыке (f„), и подготовленности слушателя, а также иного его человеческого капитала, способствующего пониманию им музыки {SJ (остальные ресурсы не учитываются):

M = M„{t„,,S„).(14-5)



Прирост объема такого музыкального капитала увеличивает производительность времени, расходуемого на прослушивание музыки или связанного с ней иным образом.

Чтобы проанализировать влияние слушания человеком "все лучшей и лучшей музыки" на ее потребление, примем объемы производства и потребления "музыкального наслаждения" за данные. Количество производимого наслаждения Mj в любой момент / будет зависеть от времени, посвящаемого музыке, и музыкального человеческого капитала в момент J: t„j и S„j соответственно. Последний в свою очередь производится либо в результате подготовки "на рабочем месте", либо непосредственно в ходе практики, когда в человеке откладываются результаты предыдущих общений с музыкой:

S„j=h{Mj „Mj 2,...,Ej).(14-6)

По определению, пристрастие благотворно, если

- > О

для любого V из уравнения (14-6). Величина Е. измеряет влияние образования и прочего человеческого капитала на способность к получению музыкального наслажде-Где

>0

и скорее всего

>0.

Для упрощения мы предполагаем функцию полезности, которая представляет собой дисконтированную сумму функций, таких, как в уравнении (14-4), где количества потребительских благ Ми Z даны, а норма дисконтирования определяется предпочтением времени. Оп-

Последовательное применение предпосылки стабильности предпочтений подразумевает нулевую норму дисконтирования, те. отсутствие предпочтения времени (см. короткое обсуждение этого вопроса в подразд. 14.6).

.„мальная cTpyicrypa потребления определяется равенством между отношением предЗых полезностец этих потребительских благ и от-ношением их теневых цен:

Ми, дМ,1 dZj п

(14-7)

Теневая цена равна предельным издержкам производства дополнительной единицы потребительского блага. Определение предельных издержек музыкального наслаждения М осложняется положительным воздействием его получения в любой момент у на объем будущего музыкального человеческого капитала. Это воздействие на будущий объем капитала представляет собой инвестиционный доход, источник которого - полученное в момент у наслаждение, поскольку оно обеспечивает сокращение издержек получения музыкального наслаждения, начиная с этого момента. Можно показать, что предельные издержки в момент у" равны

5 Функция полезности

максимизируется при ограничениях

M,=M(r,„.„j;Z,=(x,,,);

и („ + г». + i, =

где - количество рабочих часов в-й период, а bj- доход от собственности в этот период. При подстановке получаем ограничение для полного богатства:

{\ + г) (1 + г) Максимизация VnoMjH Zj при данных производственных функциях и данном ограничении для полного богатства определяет условия первого порядка:

dZ, а+гу ди

wdt..

dZj dZj Г wdt,,, иЛ,„

дм. {\ + г)

dMjdMj (1 + г) J

И + гУ

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [ 80 ] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]