назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [ 67 ] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


67

мьи, дает представление о главных факторах, лежащих в основе как ее долтосрочнои эволюции, так и современных тенденций ее развития

11.1

Традиционные общества

Все традиционные общества сталкиваются с серьезными проблемами, обусловленными неопределенностью и ограниченностью информации. Колдовство, магия, суеверия произрастают из скудости знаний о материальном мире [Thomas, 1971]. Большинство детей умирают, не дожив до десяти лет [см.: Вескег, 1991, ch. 5], и многим взрослым суждено овдоветь еще до десятой годовщины их свадьбы. Плохая погода или нашествие вредителей могут погубить урожай, а хищники или болезни уничтожить скот и добычу. Даже обычные сделки сопряжены с неопределенностью относительно качества товара, а также честности и надежности продавцов и покупателей. Один известный антрополог утверждал, что во всех крестьянских рыночных системах "информация скудна, недостаточна, плохо распределена, неэффективно передается и высоко ценится", так что "все строится вокруг поиска недостающей и защиты имеющейся информации" [Geertz, 1978, р. 29].

В традиционных обществах, как видно на примере примитивных и крестьянских обществ, обычно не наблюдается прогрессирующего усовершенствования орудий, используемых в земледелии, охоте, рыболовстве и других видах деятельности. Хотя семьи могут процветать или приходить в упадок в зависимости от стечения удачных или неудачных обстоятельств и различий в способностях, а эпидемии и необычные погодные условия могут длиться годами, экономика и общественная жизнь имеют тенденцию оставаться устойчивыми и неизменными.

Неопределенность и отсутствие информации преодолеваются в таких обществах различными способами. Поскольку формальных программ страхования здесь нет, людей, получивших хороший урожай, улов или добычу, стимулируют (и даже заставляют) делиться с теми,

КТО оказался менее удачлив. Система открытых полей с чересполосицей - примитивный и дорогостоящий метод сглаживания колебаний в урожаях, но она повсеместно встречается в крестьянских обществах как лучшее из доступных средств защиты от капризов погоды и нашествий вредителей [McCloskey, 1976]

Семья - или, точнее, группа, объединенная кровным родством, - чрезвьиайно важный институт в традиционных обществах прежде всего потому, что она защищает своих членов от неопределенности. Дарения, столь распространенные во многих примитивных обществах, преимущественно адресуются родне, и те, кто находится в бедственном положении, могут рассчитывать на помощь родственников [Herskovits, 1965; Posner, 1980]. Группа, объединенная кровным родством, представляет собой эффективную "страховую компанию", поскольку даже в расширенном составе она остается достаточно небольшой, чтобы позволять ее членам осуществлять контроль друг за другом в целях предотвращения лености или беспечности, а также пользоваться иными преимуществами защиты, обеспечиваемой родней. Более того, личностные характеристики членов семьи известны, и за их поведением легко проследить, поскольку они живут вместе или рядом.

Кроме того, в семьях альтруизм более распространен, чем в других организациях, так что автоматические реакции альтруистичных членов семьи побуждают даже эгоистичных членов учитывать в своем поведении их интересы. В противном случае их ждет наказание за эгоистичное поведение, так как альтруистичные члены семьи станут расходовать на них меньше времени и иных ресурсов. Согласно "теореме об испорченном ребенке", это будет побуждать даже эгоистичных членов семьи действовать так, как если бы они являлись альтруистами [см.: Вескег, 1991, ch. 8].

Важность кровного родства для защиты от неопределенности позволяет примирить два альтернативных объяснения чересполосицы земельных владений, одно из которых подчеркивает роль специ-

Такая интерпретация доминирования практики дарения в примитивных обществах предложена Ричардом Познером [Posner, 1980]. Хотя к выводу о важной роли фактора неопределенности в традиционных обществах я пришел самостоятельно, развитию этой идеи чрезвычайно помогли дискуссии с Познером, а также представленный в его очерке анализ. Аналогичный во многом анализ был проделан Йорамом Бен-Порэтом [Ben-Porath, 1980].



фических правил наследования, а другое - роль чересполосицы как страховки от колебаний доходов. Дробление участков земли среди членов семьи при дележе наследства уменьшает колебания семейного дохода и таким образом сглаживает колебания в доходах каждого ее члена благодаря системе семейного страхования.

В традиционных обществах к старшим относятся с почтением, поскольку они накопили знания, которые в неменяющейся среде представляют особую ценность для молодых поколений [Brenner, 1979]. Знания в семье передаются молодым поколениям преимущественно через культуру, наследуемую детьми, племянниками и другими младшими родственниками. Специализированные навыки и знания старшего поколения, связанные с работой, землей и т.п., легче передавать молодым людям из той же семьи [см.: Becker, 1991, ch. 6; Rosenzweig, Wolpin, 1979].

Поскольку члены семьи контролируют друг друга, чтобы защититься от уклоняющегося поведения (shirking) и других "моральных рисков" (moral hazards), возникающих при страховании по принципу родства, традиционные общества поощряют контроль семей за своими членами, с тем чтобы выявлять преступления против других семей, включая неуплату долгов. Такое "поощрение" зачастую предполагает наказание целых семей за антиобщественное поведение их членов [Stone, 1977, р. 126; Posner, 1980].

Молодежь склонна избирать те же занятия и возделывать те же участки земли, что родители и другие близкие, поскольку она получает специальные знания от своих старших родственников. Действительно, семьи могут рассматриваться как небольшие специализированные школы, которые готовят своих "выпускников" к конкретным видам деятельности на конкретных участках земли или в конкретных фирмах и берут на себя ответственность за подтверждение их квалификации в тех случаях, когда ее нелегко установить. Важная роль семейных "школ" в традиционных обществах объясняет, почему крестьянские фермы из поколения в поколение остаются у одной и той же семьи и почему разные семьи специализируются "на производстве" солдат (самураев), священнослужителей (браминов), купцов (торговцев), фермеров (крестьян), слуг или других работников.

□ 11. Эвотдция семьи•wm-

Зачастую семьи вправе готовить "выпускников" только для определенных профессий или видов деятельности, неся при этом полную ответственность за их плохую подготовку или нечестное поведение. Великий японский художник в стиле укиё-э Андо Хиросигэ унаследовал должность хранителя огня в Токио от своего отца, и на протяжении XIX в. она перешла сначала к его двоюродному брату, а затем к сыну и внуку [Narazaki, 1968]. Один из важнейших выводов заключается в том, что кастовая и феодальная системы не просто перераспределяли богатство в пользу семей из высших классов, но опирались на семьи, как на канал профессиональной подготовки и сертификации их членов для определенных видов деятельности, так как более совершенные методы распределения людей по профессиям бьши тогда недоступны.

Семьи, несущие ответственность за поведение своих членов, должны направлять их деятельность и, если необходимо, заставлять работать там, где они способны внести наибольший вклад в поддержание репутации и благосостояния всей семьи. По сравнению с другими странами Англия XVII в. была индивидуалистическим обществом [Macfarlane, 1979, ch. 7], но и там отцы, принадлежавшие к высшему классу, все еще, очевидно, выбирали род занятий для своих сыновей [Stone, 1977, особенно р. 179].

Одним из наиболее значимых событий в традиционных обществах является вступление в брак, так что семьи прикладывают массу усилий, чтобы не породниться с пользующимися дурной славой или плохо управляемыми семьями, которые будут часто просить о помощи или наносить урон их репутации. По этой причине семьи осуществляют строжайший контроль за тем, кого выбирают в жены или мужья их члены. Во французской деревне XIV в. "о многих бракосочетаниях договаривались семьи или друзья женихов и невест, не особо заботясь об их чувствах", и "браки заключались не между отдельными партнерами, а между целыми семьями" [Le Roy Ladurie, 1978, p. 188-189].

Иногда две семьи скрепляют союз множественными браками среди своих членов, как в "брачном содружестве" примитивных обществ [Fox, 1969]. Описывая касту индийских государственных служащих в XIX в., К. Леонард отмечал: "Множественные браки заключались сре-



14. Чмокчесю-»: 1вмидснис

ДИ ограниченного количества семей. Иногда между двумя семьями в одном поколении заключалось до пяти браков" [Leonard, 1978, р. 88]. Браки между двоюродными братьями и сестрами и другими кровными родственниками в некоторых обществах были обычным явлением отчасти потому, что заключение браков в рамках (расширенной) семьи снижало риск дурных родственных связей-.

В этих условиях брак по любви не разрешается, есди он не отвечает интересам семьи. В Англии XVI в. "романтическая любовь и страсть строго осуждались как эфемерное и иррациональное основание для брака" [Stone, 1977, р. 86]. Во французской деревне XIV в., исследованной Э. Ле Руа Ладюри, "страстная любовь была возможна", но только "в рамках жестких структур, предназначенных для выбора брачных партнеров и осуществлявших контроль за ним" [Le Roy Ladurie, 1978, p. 186-187]. Можно было иметь любовниц -- на внебрачные связи смотрели сквозь пальцы, но браки имели для семей слишком большое значение, чтобы при их заключении позволять чувству любви расстраивать общесемейные планы.

В таких обществах создавались всяческие препятствия для развода несчастливых в браке пар, если сохранение таких союзов обеспечивало выигрыш семье. Взамен мужьям, а иногда и женам могли дозволяться внебрачные связи. Поскольку религиозным и светским властям бьшо нелегко установить, согласны ли родственники на развод, они могли запрещать разводы или активно препятствовать им, как это было в крестьянских общинах и в большинстве стран Западной Европы вплоть до середины XIX в.

О важности родственных связей в традиционных обществах свидетельствует то особое значение, которое придавалось кровному родству и происхождению, а также обилие специальных терминов, которыми обозначались различные степени родства в языках даже самых примитивных обществ [Fox, 1969]. В примитивных и крестьянских

Сирийская пословица так характеризует брак между кузинами и кузенами: "Знакомая беда лучше незнакомого счастья" [Patai, 1971, р. 170].

К примеру, чтобы получить развод в Англии до 1850-х гг., требовалось разрешение парламента, и в течение года удовлетворялось не более двух ходатайств о разводе {Rowntree, Carrier, 1958]. Многие примитивные общества, однако, имели высокий уровень разводов. См.: [Ргуог, 1977, р. 335, 339] и обсуждение этого вопроса в работе [Posner, 1980].

обществах фермой владеет род, а индивиды и даже нуклеарные семьи обладают только правами на "узуфру;кт", т.е. правами на пожизненное пользование фермой, которая принадлежит роду [Herskovits, 1965, ch. 16; Nash, 1966 p. 34; Macfarlane, 1979, p. 18ff].

В Соединенных Штатах человек может на законном основании выбрать любую фамилию, включая такие известные фамилии, как Рокфеллер и Карнеги, а также титул "фон", потому, что фамилия не дает никаких особых преимуществ. Однако традиционные.общества, защищают семейные фамилии (тех, у кого они есть) так же решительно, как в большинстве современных стран защищаются торговые марки, поскольку в этих обществах семейные фамилии могут быть ценным активом или "торговой маркой". Предков в традиционных обществах обычно уважают и почитают за их заслуги, и семьи не допускают их критики.

Дядюшки, тетушки, племянницы, племянники, двоюродные братья и сестры и другие родственники часто встречаются, чтобы обмениваться подарками, планировать семейную стратегию, обучать младших членов семьи, надзирать и контролировать деятельность и поведение друг друга. Эти частые контакты и контроль ограничивают сферу частной жизни членов семьи. Не состоящие в браке девушки во избежание нежелательных беременностей и других эксцессов появляются на людях только в сопровождении спутниц; в исламских обществах замужние женщины изолируются с целью предотвращения внебрачных связей [см.: Maududi, 1975]; отношения с другими семьями контролируются, чтобы не допустить контактов, которые могут нанести урон репутации семьи или увеличить ее обязательства. Право на частную жизнь членов семьи нарушается, ибо поведение каждого из них может отразиться на благополучии всех остальных. (Более общее обсуждение взаимосвязи частной жизни с "предосудительным поведением" (malfeasance) приводится в работе [Вескег, 1980].)

Хотя в большинстве обществ члены бедных и не преуспевающих семей имеют мало чисто физических возможностей для свободы частной жизни, поскольку такие семьи едят, живут и спят на небольшом пространстве, обычно они все же более независимы в своем экономическом и социальном выборе, чем члены преуспевающих семей. Бедный человек может самостоятельно выбрать супругу или род за-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [ 67 ] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]