Учет многообразных неэкономических переменных столь же необходим для объяснения человеческого поведения, как и использование достижений социологии, психологии, социобиологии, истории, антропологии, политологии, правоведения и других дисциплин. Хотя я утверждаю, что экономический подход дает продуктивную схему для понимания всего человеческого поведения в целом, я не хочу умалять вклад других-наук и тем более полагать, что вклад, вносимый экономистами, важнее всех остальных. К примеру, предпочтения, которые принимаются как данные и предполагаются стабильными в экономическом подходе, анализируются социологией, психологией и наиболее, на мой взгляд, успешно - социобиологией [см.: Wilson, J975]. Как предпочтения стали такими, какими мы видим их сейчас? Как протекала их, скорее всего, медленная эволюция во времени? Эти вопросы имеют прямое отношение к предсказанию и объяснению человеческого поведения. Ценность иных научных дисциплин не умаляется даже полным и восторженным принятием экономического подхода.
В то же время мне не хотелось бы смягчать выводов, вытекающих из моих рассуждений, только ради того, чтобы обеспечить им быстрейший и более благосклонный прием. Я заявляю, что экономический подход предлагает плодотворную унифицирующую схему для понимания всего человеческого поведения, хотя, конечно, и признаю, что многие его формы не получили пока объяснения и что учет неэкономических переменных, а также использование приемов анализа и достижений иных дисциплин способствуют лучшему пониманию человеческого поведения. Всеобъемлющим является именно экономический подход, хотя некоторые важные понятия и приемы анализа разрабатываются и будут разрабатываться другими научными дисциплинами.
Главный смысл моих рассуждений заключается в том, что человеческое поведение не следует разбивать на какие-то отдельные отсеки, в одном из которых оно носит максимизирующий характер, в другом - нет, в одном мотивируется стабильными предпочтениями, в другом - неустойчивыми, в одном приводит к накоплению оптимального объема информации, в другом - не приводит Можно скорее полагать, что все человеческое поведение характеризуется тем.
ЧТО математические, химические, физические и биологические законы оказывают огромное влияние на человеческое поведение, воздействуя на структуру предпочтений и производственные возможности. То, что человеческое тело подвержено старению; что коэффициент прироста населения равен коэффициенту рождаемости плюс коэффициент миграции минус коэффициент смертности; что дети интеллектуально более одаренных родителей обладают лучшими умственными способностями, чем дети интеллектуально менее одаренных родителей; что люди должны дышать, чтобы жить; что гибридные сорта растений приносят один урожай при одних внешних условиях и совсем другой при других; что месторождения золота и нефти расположены лишь в определенных частях земного шара и эти полезные ископаемые не могут делаться из древесины; или что конвейерная линия действует по определенным физическим законам, - все это и многое другое влияет и на процесс выбора, и на производство людей и вещей, и на эволюцию общества.
Однако признавать это - не то же самое, что заявлять о "неэкономическом" характере, скажем, коэффициентов рождаемости, миграции и смертности или скорости распространения гибридных сортов сельскохозяйственных культур на том основании, что экономический подход не в состоянии дать им объяснение. На самом же деле ценные выводы о численности детей в различных семьях были получены исходя из допущения, что семьи стремятся к максимизации полезности при стабильной структуре предпочтений и при ограничениях, которые задаются ценами и наличными ресурсами, хотя при этом и признавалось, что цены и объем ресурсов в определенной мере зависят от сроков достижения детородного возраста и прочих неэкономических переменных [см.: Becker, I960; Becker, Lewis, J973; Economics of the Family, J974]. Подобным же образом выяснилось, что темп распространения гибридных сортов кукурузы в различных районах Соединенных Штатов получает вполне удовлетворительное объяснение исходя из предпосылки максимизации прибыли фермерами: новые гибридные сорта были выгоднее и поэтому осваивались раньше в районах с более благоприятными погодными, почвенными и прочими естественными условиями [Griliches, J957].
Ш Введение. Экономический подход к человеческому поведению
ЧТО участники максимизируют полезность при стабильном наборе предпочтений и накапливают оптимальные объемы информации и других ресурсов на множестве разнообразных рынков. Если мои рассуждения верны, то экономический подход дает целостную схему для понимания человеческого поведения, к выработке которой издавна, но безуспешно стремились и Бентам, и Маркс, и многие другие.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
□
воздействие инвестиций в человеческий капитал на заработки
□
человеческий капитал и личное распределение доходов: аналитический подход
□
теория распределения времени
ВОЗДЕЙСТВИЕ
ИНВЕСТИЦИЙ
В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ
НА ЗАРАБОТКИ
.А IX
Перваяпубликация
Becker G.S. Human Capital:
А Theoretical and Empirical Analysis.
N.Y.: Columbia University Press
for NBER, 1964. Ch. 2
Перевод
Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. 2" ed. Chicago: University of Chicago Press. 1980. Ch. 2. P 29-58. © 1975 by the Bureau of Economic Research, Inc. All rights reserved. Published 1975. University of Chicago edition 1980
Первоначально цель настоящего исследования сводилась к оценке денежных норм отдачи среднего и высшего образования в Соединенных Штатах. Для того чтобы поместить эти оценки в соответствующий контекст, был предложен краткий набросок теории вложений в человеческий капитал. Но вскоре мне стало ясно, что одной только переформулировки имеющейся теории недостаточно; хотя по проблеме доходов различных профессиональных и образовательных групп имелись важные пионерные исследования, практически отсутствовали попьггки осмысления (если они вообще предпринимались) процесса инвестирования в людей с общей точки зрения и сколько-нибудь полного анализа вытекающих отсюда эмпирических следствий. Тогда я приступил к разработке общей теории инвестиций в человеческий капитал.
Помимо давних работ Смита, Милля и Маршалла см. блестящее исследование (во многом определившее мое понимание проблемы профессионального выбора) М. Фридмена и С. Кузнеца [Friedman, Kuznels, 1945\ см. также: [Clark, 1937; Walsh, 1935: Stigler Blank, 1957]. Разумеется, и в последние годы велась большая исследовательская работа, особенно Т. Шульцем (см., в частности: [Schultz, 1961]).
В результате оказалось, что этот более общий анализ не просто закрывает брешь в стандартной экономической теории: он дает унифицированное объяснение широкого круга эмпирических феноменов, которые либо ставили исследователей в тупик, либо интерпретировались ими ad hoc.
Среди этих явлений можно назвать следующие:
1)заработки обычно повышаются с возрастом, но затухающим темпом; и темп их роста, и степень его замедления положительно связаны с уровнем образования;
2)нормы безработицы отрицательно связаны с уровнем образования;
3)в развивающихся странах фирмы, похоже, проводят в отношении своих рабочих более "патерналистскую" политику, чем в развитых;
4)молодежь чаще меняет место работы и получает более высокое образование и лучшую подготовку на производстве, чем лица пожилого возраста;
5)распределение заработков имеет положительную скошенность, особенно у специалистов и других квалифицированных работников;
6)более одаренные люди достигают более высоких уровней образования и подготовки, чем менее одаренные;
7)разделение труда ограничено размерами рынка;
8)типичный инвестор в человеческий капитал импульсивнее и потому больше подвержен ошибкам, чем типичный инвестор в физический (tangible) капитал.
До чего разнородный и даже вызывающий замешательство перечень! Однако все эти факты, как и многие другие важные эмпирические приложения, следуют из очень простых теоретических аргументов. Наша задача в данной части книги - представить эту аргументацию в обобщенном виде, уделяя особое внимание вытекающим из нее эмпирическим следствиям, правда, с привлечением ограниченного фактического материала для их проверки. Систематический эмпирический анализ будет дан во второй части исследования.
Настоящая глава открывается довольно подробным рассмотрением подготовки на рабочем месте (on-the-job training), за которым следует более сжатое изложение проблем, связанных с образованием, информацией и здоровьем. Подготовка на рабочем месте подвер-