назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


45

ВЫЙ избыток спроса и гораздо большая "зыбкость" пребывания в категории "популярный" по сравнению с пребыванием в категории "непопулярный".

Более того, ресторан мог бы усилить устойчивость состояния равновесия с высокой ценой слева путем снижения цены (см. рис. 7.2) до уровня, меньшего р*, скажем jyo р < р*, при которой спрос оказывается равен > *. Продавец мог бы. установить меньиую цену, чемр*, если бы взамен он получил более устойчивое равновесие: так, точка (р ,D) устойчива не только к увеличению спроса, но также и к некоторым шокам, снижающим спрос. Однако при цене р проблема множественных равновесий не исчезает, а только усложняется, поскольку существует неустойчивое равновесие при спросе , а также локально устойчивое равновесие с избыточными мощностями при спросе Д.

Некоторых читателей может удивить, что для объяснения того, почему рестораны, театры, издательства и т.д. не повышают цены, когда спрос превышает предложение, я выдвигаю предположение, что спрос данного потребителя зависит от спроса других потребителей, которое может восприниматься как предположение ad hoc. Однако, по-моему, экономисты уделяют недостаточно внимания непосредственному влиянию социальных взаимодействий на индивидуальное поведение. К счастью, социальное взаимодействие стало наконец-то включаться в экономические модели для объяснения сегрегации при выборе места жительства, соседской взаимопомощи, обычаев, структуры относительной заработной платы, азартных игр и многого другого [см.: Вескег, 1974; Schelling, 1978; Akerlof 1980; Brenner, 1983: Jones, 1984; Frank, 1985; Granovetter, 1985; Bond, Coulson, 1989]. Таким образом, анализ, представленный в настоящих заметках, хорошо вписывается в экономическую литературу, в которой учитывается влияние на потребителей и работников социального мира, в котором они живут.

ПОЛИТИКА И ПРАВО

преступление и наказание: экономический

подход

группы давления и политическое поведение

; -aft гх-



ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Первая публикация Becker G.S. Crime and Punishment: An Economic Approach Journal of Political Economy. 1968. Vol. 76. N 2. P 169-217 Перевод

Becker G.S. Crime and Punishment: An Economic Approach Essays in Economics of Crime and Punishment / Ed by G.S. Becker, W.M. Landes. N.Y.; L: Columbia University Press for NBER, 1974. P 1-54. © /974 by the National Bureau of Economic Research, Inc. All rights Reserved

Введение

в западных странах короткий период преобладания laissezfaire в XIX в. в нашем столетии сменился быстрой экспансией законодательства. Государство теперь не только защищает от преступлений против личности и имущества, таких, как убийства, изнасилования, грабежи, но и ограничивает "дискриминацию" некоторых меньшинств, практику сговора в экономике, поведение водителей и пешеходов на улицах, использование в строительстве определенных материалов и тысячи других видов деятельности. Виды деятельности, подвергающиеся ограничению, не просто многочисленны - они охватывают различные сферы общества, людей разных профессий, социальных, возрастных и расовых групп, уровней образования и т.д. Конечно, вероятность, что нарушитель будет обнаружен и осужден, а также вид и мера наказания сильно различаются для разных людей и профессий.

Однако, несмотря на эти различия, все виды законодательства обладают общими чертами, которые и будут предметом данного очерка.

Во-первык, на законопослушность никто не надеется - значительные государственные и частные средства расходуются на предотвращение преступлений и поимку преступников. Во-вторых, само по себе осуждение преступника, как правило, не считается достаточным наказанием, поэтому помимо осуждения к преступникам, чья вина установлена, обычно применяются также дополнительные меры наказания, нередко весьма суровые. Каким образом общество определяет; что для того чтобы то или иное положение закона реально заработало, необходимо потратить именно такой обьем средств, а не другой, или назначить именно такую меру наказания, а не другую? В частности, почему действенность (enforcement) разных видов законов обеспечивается настолько разными способами?

Главная цель настоящей работы заключается в том, чтобы попытаться ответить на нормативные варианты этих вопросов, а именно: какой объем средств и какие меры наказаний следует использовать для обеспечения действенности различных видов законов? Или, если сформулировать то же самое иначе (хотя такая формулировка может показаться несколько неожиданной): какое число преступлений следует признать допустимым и какое число преступников следует оставить безнаказанными? В данной работе используется показатель потерь (loss) общества от совершаемых преступлений и определяются объемы расходов и меры наказаний, минимизирующие эти потери. Мы также покажем, что общий критерий потерь общества включает в качестве частных случаев, имеющих силу при особых условиях, критерии отмщения, устрашения, возмещения причиненного ущерба и реабилитации, которые исторически часто использовались и на практике, и в криминологической литературе.

Мы покажем, что оптимальная мера расходов на обеспечение действенности законов зависит, помимо всего прочего, от издержек по поимке нарушителей и установлению их вины, от вида наказания - например от того, применяются т\ штрафы или лишение свободы - и от реакции преступников на изменения в правоохранительной системе. Таким образом, разговор неизбежно коснется вопросов, связанных с пенологией (наукой о наказаниях) и теориями преступного поведения. Другая и второстепенная в силу ограниченности рамками статьи цель работы заключается в том, чтобы попытаться понять, какой свет



на эти вопросы проливает предлагаемый "экономический" подход к анализу преступности. В частности, один из выводов заключается в том, что общая теория преступного поведения позволяет отказаться от специальных объяснений, таких, как падение нравов, психологическая неуравновешенность или врожденные склонности, и просто расширить сферу применения обычного экономического анализа выбора.

Общая часть

8.2.1

Издержки преступлений

Хотя слово "преступление", вьшесенное в заголовок, используется для того, чтобы не перегружать статью новыми терминами, мы предполагаем провести анализ на достаточно общем уровне, включив в рассмотрение весь спектр правонарушений, т.е. не только такие уголовно наказуемые деяния, как убийства, грабежи и разбой, о которых так любят писать в газетах, но также и уклонения от уплаты налогов, так назьюаемые преступления "белых воротничков", нарушения правил дорожного движения и пр. Если взглянуть на все эти правонарушения широко, то окажется, что "преступления" - это важная сфера экономической деятельности, своего рода "отрасль народного хозяйства", хотя почти и не изученная экономистами.

Отсутствие внимания ученых к этим вопросам, по-видимому, связано с тем, что незаконная деятельность считается слишком "грязным" делом, чтобы заниматься ее систематическим изучением. Влияние моральных установок на научный анализ наиболее четко просматривается у Альфреда Маршалла. Заявив, что даже честная азартная игра - это "фубая экономическая ошибка" в силу убывающей предельной полезности такого рода занятий, он говорит: «Конечно, эта потеря вероятного счастья не обязательно должна быть больше, чем удовольствие, которое дает волнение азарта, но мы должны тогда вернуться к тезису о том, что удовольствия от азартных игр являются, по Бентаму, "низкими", поскольку, как показывает опыт, они могут вырабатывать беспокойный, скверный характер, непригодный для постоянного труда, равно как и для более высоких и серьезных жизненных наслаждений» [Маршалл, 1993, т. Ill, с. 312].

Некоторые интересные данные на этот счет бьши недавно представлены специальной комиссией по вопросам охраны правопорядка, созданной по инициативе президента США, - так называемой Комиссией по пре-С1уплениям (см. табл. 8.1). Расходы на содержание полиции, уголовных судов и адвокатов по уголовным делам, на содержание исправительных учреждений за счет бюджетов всех уровней, включая федеральный, бюджеты штатов и местные, в 1965 г составили свыше 4 млрд. долл. плюс еще порядка 2 млрд.-долл. частных расходов на установку систем сигнализации, содержание охраны, адвокатов и иные формы защиты. Несомненно, что оценки и государственных, и особенно частных расходов существенно занижены, поскольку в них не учтены затраты многих государственных ведомств, связанные с осуществлением контроля за соблюдением конкретных законодательных норм (например, законов штатов о запрещении дискриминации при приеме на работу), а также многие меры предосторожности, принимаемые гражданами в частном порядке, - от переселения в пригороды до использования такси как более безопасного средства передвижения. Таблица 8.1. Экономические издержки, порождаемые

Вид преступлении

Издержки

Преступления против личности Имущественные преступления Потребление запрещенных благ и услуг Некоторые иные преступления Всего

Государственные расходы на содержание полиции, прокуратуры и судебной системы Исправительные учреждения Некоторые частные издержки на борьбу с преступностью Итого

815 3 932 8 075

2036 14 858

3178 1 034

1 910 20 980

Яст-: CrimeandltsImpact-anAssessmeHtTasc.orceK onLawEnforcementandAdmimstrationofJust,ce.WashmgtonD.C..U.S. Government

1967. P. 44.

-Т;;;;;ринадцати штатов, имевших такие законы, составили почти 2 млрд.

долл. [см.: Landes, 1966].

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]