назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


43

Анализ сошальных взаимодействий

р 6. Теория социальных взаимодействий

В ТО же время мнение Смита, что зависть не имеет особого значения при определении уровня благосостояния, предполагает, что социальный доход положителен: окружение, вызывающее зависть, не так важно, как собственный доход. В этом случае процентный прирост собственного дохода, равный в процентном выражении приросту дохода от социального окружения, должен повышать социальный доход и уровень благосостояния. А это значит, что веблейбвский "общий прирост общественного благосостояния" будет способствовать улучшению благосостояния обычного человека.

Заключение

В данном исследовании используется элементарный аппарат экономической теории для анализа взаимодействия между поведением одних индивидов и различными характеристиками других. Хотя такое взаимодействие находится в центре современной социологической и антропологической литературы и было краеугольным камнем при анализе человеческого поведения для ряда выдающихся экономистов XIX столетия, в современной экономической теории ему чаще всего не уделяется должного внимания.

Центральным понятием предложенного анализа является понятие "социальный доход" - сумма собственного дохода индивида (его заработков и т.п.) и денежного эквивалента той ценности, которую представляют для него значимые характеристики других индивидов, - то, что я называю доходом от социального окружения человека. Оптимальный объем расходов, осуществляемых из его собственного дохода с целью изменения этих характеристик, задается стандартными предельными условиями. Понятие социального дохода позволяет анализировать, как на величину этих расходов воздействуют изменения в доходах из различных источников и в ценах на различные блага, включая "цену" социального окружения. Возможно, самый важный вывод за-

ключается в том, что изменение только собственного дохода вызывает относительно сильные изменения в этих расходах. Другими словами, эластичность спроса на эти расходы по собственному доходу, как правило, оказывается большой, во всяком случае большей, чем аналогичный показатель при одновременном равном процентном изменении как собственного дохода, так и дохода от социального окружения.

Основное внимание уделено взаимодействию между членами одной семьи. Глава семьи определяется не по признакам пола или возраста, а как ее член (если таковой существует), который направляет денежные трансферты остальным членам, заботясь об их благосостоянии. Семья, где есть глава, является организацией с тесными внутренними связями и обладает целым рядом специфических свойств.

Перераспределение дохода между членами семьи не оказывает никакого воздействия ни на потребление, ни на благосостояние никого из них, поскольку оно вызывает только взаимопогашающиеся изменения в трансфертах, получаемых от главы семьи. В итоге каждый ее член оказывается по крайней мере частично застрахован от бедствий, которые могут с ним произойти.

Не только глава, но и остальные члены семьи, даже если они на самом деле эгоистичны, действуют так, "как если бы" они "любили" всех остальных, в том смысле, что они стремятся максимизировать не только свой собственный, но и общий семейный доход. Если можно так выразиться, наличие главы позволяет экономить на количестве подлинной любви, необходимой в семье.

Семья ведет себя так, "как если бы" она максимизировала внутренне согласованную транзитивную функцию полезности в рамках бюджетного ограничения, задаваемого только характеристиками семьи. Эта функция полезности совпадает с функцией полезности главы семьи не потому, что он обладает диктаторской властью, а потому, что его забота о благосостоянии остальных членов интегрирует их функции полезности в одну согласованную "семейную" функцию.

Трансферты, передаваемые родителями детям, скажем, в форме образования, дарений, наследства, отрицательно связаны с соотношением между уровнем дохода детей и уровнем дохода родителей без учета трансфертов. Поэтому относительный доход детей с учетом трансфертов может быть не связан или даже связан отрицательно с



размером таких трансфертов. Следовательно, невозможно утверждать ничего определенного о сохранении экономической или социальной структуры неизменной из поколения в поколение просто исходя из соотношения между положением родителей и величиной передаваемых ими трансфертов.

Более кратко я коснулся благотворительной деятельности и зависти, уделив особое внимание воздействию изменений дохбдов из различных источников на размер пожертвований и на расходы с целью ослабления чувства зависти. Так, было показано, что теория социальных взаимодействий способна объяснить, почему эластичность спроса на пожертвования, оцениваемая исходя из различий в индивидуальных доходах на определенный момент времени, оказывается намного выше, чем эластичность, оцениваемая исходя из изменений совокупных доходов во времени. Стандартная теория потребительского выбора сделать это не в состоянии.

С методологической точки зрения цель данной работы заключалась в том, чтобы показать, как понятия, считающиеся важными в социологической и антропологической литературе, можно с успехом применять, поместив их в аналитическую рамку экономической теории. Возможно, пренебрежение проблемой социальных взаимодействий со стороны экономистов объясняется не столько аналитическими трудностями и не их сосредоточенностью на других более важных явлениях, сколько чрезмерным вниманием, уделяемым усовершенствованию формального аппарата на протяжении последних семидесяти лет. В результате даже такое понятие, как "социальное взаимодействие", важность которого признавалась более ранними экономистами, выпало из их поля зрения.

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О РЕСТОРАННЫХ ЦЕНАХ И ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ЦЕНЫ

Первая публикация Becker G.S. А Note on Restaurant Pricing and Other Examples of Social Influences on Price Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99. N5. P II09-II16

Перевод

выполнен no указанному источнику с согласия "University of Chicago Press

Популярный рыбный ресторан в Пало-Альто (Калифорния) не принимает предварительных заказов на столик, и каждый вечер в нем выстраиваются длинные очереди посетителей, ожидающих, когда освободится место. Почти напротив него, на противоположной стороне улицы, находится другой рыбный ресторан с аналогичным набором блюд, чуть более высокими ценами и примерно таким же качеством обслуживания. И тем не менее большую часть времени много столиков в этом ресторане пустует.

Почему же популярный ресторан не повышает цены, что уменьшило бы очереди и увеличило бы прибыль? Несколько десятилетий назад я предложил своим студентам в Колумбийском университете порассуждать на тему, почему пользующиеся успехом бродвейские театры не повышают цены на билеты, а если повышают, то незначительно; вместо этого они проводят политику рационирования и создают дефицит мест, в частности - откладывая показ спектаклей. Тогда я не по-



7. hecko/fbKUOCJrv»c-Tc.r..-.r. v-fv, „-

V .- \

S 50*Количество

Рис. 7.1

Было

высо-

КОЙ, чем р, цене, делятся своей прибылью с собственниками или служащими театра или спорткомплекса, а те в свою очередь укрывают этот дополнительный доход от налогообложения. Подобным же образом можно рассуждать и о метрдотелях, предоставляющих лучщие места только тем посетителям, которые готовы за это платить дополнительно "под столом". Однако неясно, почему такие способы уклонения от налогов или конфликты "принципал-агент" должны быть более характерны для пользующихся популярностью ресторанов или театров, чем, например, для фирм, продающих сталь или апельсины. Более того, похоже, неценовое рационирование существовало на Бродвее задолго до того, как вопросы налогообложения приобрели такую значимость, какую они имеют сегодня.

Повышение цены может оказывать дестимулирующее юздейсгвие на спрос, если потребители считают его несправедливым [Kahneman, Knetsch, Thaler, 1986]. В некоторых случаях такое объяснение помогает понять, почему не происходит повьииение цен, позволяющее извлечь вьпюду из временной нехватки предложения, однако оно выглядит неубедительным для тех случаев, когда рационирование носит постоянный характер. Серия постепенных повышений цены могла бы элиминировать разрыв между спросом и предложением (см. рис.7.1), не вызывая при этом серьезного недовольства потребителей по поводу несправедливого их установления.

Здесь я предлагаю другое объяснение, исходящее из предположения, что индивидуальный потребительский спрос на некоторые блага зависит от спроса других потребителей на эти блага. Такой подход основан на признании того факта, что обед в ресторане, посещение спортивного соревнования, театра, концерта или разговор о книгах - все это социальные виды деятельности, для которых характерно совместное, отчасти публичное потребление продукта или услуги.

Предположим, что удовольствие от блага тем больше, чем большее число людей хотело бы его потребить, возможно, потому, что человек не хотел бы отстать от последних веяний моды или потому, что уверенность в качестве пищи, книги или спектакля тем сильнее, чем популярнее ресторан, книга или театр. Такое отношение соответствует принципу Граучо Маркса*, что он ни за что не стал бы членом клуба, который согласился бы его принять.

* граучо Маркс (1890- 1977) - американский комический актер и телеведущий, участник знаменитого комедийного трио братьев Маркс. - Прим. ред.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]