назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


36

Анализ социальных взаимодействий

р 5. Экономика дискриминаиуи (избранные главы)

™Т„? ияТ/?/ Г" однородной функцией нулевой степени по с и / то функция а flBc должна быть однородной степени-1 по этим перемен-

НЫМ иf г\

dc,я дс,

где а - любое число. Если с = - с,, / = и а = Z>, то

Подставив это выражение в неравенство (5-П7) и использовав предположение об убывающей предельной производительности, мы получим следующее простое условие:

>о Ш>1.

dc,lc,=c, < "Ри YiW) < 1

(5-П8)

Ш1>к

Если при отсутствии дискриминации соотношение между доходами NuW меньше, чем соотношение между предложением труда Жи Л, то даже слабая склонность к дискриминации со стороны W будет намного сильнее сокращать доход группы Л, чем доход группы W.

Если дКЦдс, / с = с,) > О, то значение дК/дс,, вероятнее всего, окажется больше нуля для всех допустимых значений с,. Например, если

dc,/c, =с,дс.

то из этого будет следовать, что

<

с,=с,-г с,=с, где е - небольшое положительное число, и

df/(dcf/c,c,-e) df/(dcf/c,=c,) дГ/(дс/с,=с,-г) df/(dcf/c,c,)-

Соответственно, если

при с,=с,, то это тем более верно при с,=с,- е. Продолжая эту линию рассуждений, легко показать, что это условие должно выполняться для всех значений с,. Из проведенного анализа можно сделать главный вывод, что усиление дискриминации со стороны должно сокращать соотношение между чистыми доходами и тогда и только тогда, когда

1YiW)1„

- =---->-.(5-u9)

R YiN)/с, = с, К,

Если внутри "сообщества" W (или N) наблюдаются различия в склонности к дискриминации, то возникает ряд новых проблем. Некоторых из них мы коснемся сейчас, другие обсудим в последующих главах этой книги. Денежная цена единицы капитала fV, используемого "дома", не будет равна чистой (денежной) цене единицы экспортируемого капитала. Капитал, безразличный к тому, с каким трудом - из или W- работать, конечно же, будет получать одинаковый чистый доход "за рубежом" и "дома". Однако капиталу с меньшей склонностью к дискриминации будет выгоднее работать с N. Весь капитал, использующий труд из W, будет получать одинаковый чистый доход, но капитал с относительно меньшей склонностью к дискриминации будет получать больший чистый доход, используя труд из N. Отсюда следует, что показатель чистого дохода в том виде, как он был опре-

" Хотя у линейно однородных производственных функций третья производная не обязательно положительна, большой и важный класс таких функций обладает этим свойством, например все функции типа Кобба-Дугласа. В общем случае, если/является линейно однородной функцией, то для нее теорема Эйлера дает

Э/ дс

После двойного дифференцирования этого тождества по с получаем;

Эс да dldc

Поскольку df /дс < О, то значение Э Эс должно быть больше нуля, если <0, и оно Аюжет быть больше нуля, если Э Э/Эс">0. Более вероятным представляется, что df/dldc- <0. В любом случае предположение о том, что df/dc > О, является достаточным, но не необходимым условием для сделанных выше выводов. Необходимое же условие заключается просто в том, чтобы при убывании с, значение Y(W)/Y(N) возрастало более быстрыми темпами, чем (df /дс)/(д}"/дс).



делен выше, будет недооценивать его действительную величину, поскольку это определение предполагает, что чистый доход любой единицы капитала является одинаковым и равен чистому доходу предельной единицы капитала. Кривая, представляющая на рис. 5.1 чистые доходы hjVпри различных уровнях дискриминации со стороны W, будет касаться кривойPQwp в точках Ро и />„ но в промежутке между этими точками будет располагаться справа от нее.

Очевидно, что если неравенство (5-П9) выполняется, то против N все равно существует эффективная дискриминация. Но является ли выполнение этого условия необходимым даже в том случае, когда дискриминацию осуществляет только W1 Предположим, уровень дискриминации со стороны W варьируется в зависимости от изменений в средней склонности к дискриминации и в дисперсии относительно этой средней. В ближайшей окрестности вокруг точки Pq средняя будет небольшой и того же порядка, что и дисперсия. Это дает основание полагать, что в данной окрестности разность между чистым доходом от предельной и от "инфрамаржинальной" единицы капитала будет крайне мала. В таком случае кривая, представляющая чистые доходы W и N при различных уровнях дискриминации со стороны W, касалась бы кривой PoPi точке /)о, так что и достаточным, и необходимым условием эффективной дискриминации бьшо бы выполнение неравенства (5-П9).

ТЕОРИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Нет человека, который

был бы как Остров, сам по себе.

Дж. Донн. Проповеди на разные случаи

Человек - животное общественное. Сенека. О благодеяниях

Т; ilr.

Первая публикация: Вескег G.S. А Theory of Social Interactions Journal of Political Economy. 1974. Vol 82. N 6. P 1063-1093 Перевод

выполнен no указанному источнику с согласия "University of Chicago Press

Введение

Еще задолго до того как Джевонс, Вальрас, Маршалл, Менгер и другие исследователи приступили к формализации теории потребительского спроса, экономисты часто обращались к глубинным, как им представлялось, факторам человеческих потребностей. Так, Бентам выделял 15 основополагающих ви-

Довольно продолжительное время я получал ценные комментарии на следующие один за другим варианты этой работы от многих своих коллег, особенно - от коллег по Чикагскому университету и Национальному бюро экономических исследований (NBER). О версии, подготовленной к публикации, мне высказали полезные замечания Роберт Бэрроу, Исаак Эрлих, Сэм Пельцман и Джордж Стигпер; ценную техническую помощь оказал Уолтер Вес-сельс. Мое исследование бьшо поддержано грантом NBER от Национального института здоровья детей и развития человека (National Institute of Child Health and Human Develoment), Национального института здоровья (National Institute of Health) и Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения США. Однако работа не является официальной публикагщей NBER, так какона не была представлена Совету директоров.



дов удовольствия и страдания, считая, что все остальные удовольствия и страдания представляют собой некие комбинации из этого исходного набора [Бентам, 1867, гл. 5]. Прежде чем приступить к изложению своей широко известной теории предельной полезности, Маршалл кратко описал несколько базовых детерминантов человеческих желаний [Маршалл, 1993, т. 3, гл. 2]. Для наших целей важно отметить то повышенное внимание, которое при рассмотрении этой темы уделялось взаимодействию между индивидами.

Бентам вьщелял "удовольствие... быть в хороших отношениях с другим или с другими", "удовольствие от доброго имени", "удовольствие от наблюдения всех тех удовольствий, которые, как нам кажется, испытывают те, кто стал объектом нашей доброжелательности" и "удовольствие от наблюдения всех тех страданий, которые, как нам кажется, испытывают те, кто стал объектом нашей недоброжелательности". Нассау Се-шюр писал, что стремление отличаться от других - это чувство," которое - если учесть, что оно носит всеобщий характер, что оно обуревает всех людей во все времена, что оно приходит к нам уже в колыбели и не покидает нас до могилы, - можно объявить самой могущественной из человеческих страстей" [цит. по: Маршалл, 1993, т. 1, с. 149]. Маршалл также выделяет потребность отличаться от других и иллюстрирует ее роль на примере потребления пищи, одежды, жилья, а также производственной деятельности.

По мере того как теория потребительского спроса приобретала все большую строгость, такие переменные, как "отличие от других", "доброе имя" и "благожелательность" уходили из поля зрения экономистов все дальше и дальше. Сегодня обычно предполагается, что каждый индивид или каждая семья обладает функцией полезности, которая прямо зависит от объема потребляемых товаров и услуг Нельзя сказать, чтобы взаимодействие между индивидами игнорировалось

Обсуждая потребительский спрос, Маршалл ограничивается преимущественно формальной теорией предельной полезности из-за той важности, которую он придает взаимодействию между человеческой деятельностью, потребительским поведением и исходными потребностями: "Возможное на данной стадии нашего исследования рассмотрение проблемы спроса необходимо ограничить элементарным ее анализом почти чисто формального порядка" [Маршалл, 1993. т. I.e. 153]. Но более сложный и менее формальный анализ так никогда и не был проведен.

полностью. Пигу, Фишер и Пантелеони включали личностные характеристики других индивидов в функцию полезности (однако затем никак это не использовали) [Pigou, 1903; Fisher, 1926, p. 102; Panteleoni, }898f. В более поздней литературе в рамках стандартной теории потребительского выбора обсуждались влияния на потребление и сбережения "демонстрационного эффекта" и "эффекта относительного дохода" [см., например: Brady, Friedman, 1947; Duesenberry, 1949 или Johnson, 1952]; последствия "эффекта повального увлечения" и "эффекта сноба" [см.: Leibenstein, 1950], а также начала разрабатываться "экономика благотворительности" [Vickery, 1962; Schwartz, 1970; Alchian, Allen, 1967, p. 135-142 и Boulding, 1973]. Ho все эти попытки не были унифицированы и, что еще важнее, в них социальным взаимодействиям не придавалось того определяющего значения, которое приписывали им экономисты XIX столетия.

Конечно, социологи издавна отводили социальным взаимодействиям центральное место и подчеркивали их важность для понимания базовой структуры человеческих желаний и человеческой личности. В широкое употребление вошли введенные Вебленом (если его можно отнести к социологам) понятия "показное потребление" и "показной досуг". В одном месте он замечал: «...Только в случае, когда термин "материальное потребление" взят в далеком от своего наивного смысла значении, можно сказать, что материальное потребление дает силу стимулу, от которого неизменным образом происходит накопление. Мотив, лежащий в основе собственности, - соперничество», и чуть ниже: "обычной основой уважения является почтение, оказываемое соседями" [Веблен, 1984, с. 25, 30]. Социальные взаимодействия находились в центре внимания Дюркгейма, Зиммеля, Фрейда и Вебера, а также более современных теорий "социального обмена" и "социального действия" [см.: Blau, 1968; Parsons, 1968].

Мой интерес к социальным взаимодействиям, пожалуй, восходит к анализу проблем дискриминации и предубежденности, где я исследовал дискриминационное поведение, добавив в функцию полезности такие переменные, как раса, религия, пол, а также другие личностные характеристики самих работников, их юллег по работе, потребителей, торговцев, соседей и т.д. [Becker, 1971]. Позднее, разрабатывая теоре-

Этими ссылками я обязан Джорджу Стиплеру

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]