назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


32

* в данном случае термин "чистый доход" служит для обозначения суммарного дохода индивида, получаемого им как в денежной, так и в неденежной форме. -Пршг. ред.

Олпорт различает отрицательную и положительную предубежденность, и это идентично проводимому мною разграничению между склонностью к дискриминации и склонностью к непотизму. Он соглашается, что отрицательная предубежденность, как правило, служит движущей силой, порождающей дискриминационное поведение [Allport, 1955, р. 6, 7]. Далее он отмечает, что "мы так редко слышим о доброжелательной [положительной] предубежденности", поскольку "такая предубежденность не порождает социальных проблем" [ibid, р. 25]. Здесь он заблуждается, так как социальные и экономические последствия положительной предубежденности (или непотизма) очень схожи с последствиями отрицательной предубежденности (или дискриминации).

тым: работодатель использует его при оценке своих чистых издержек на оплату труда; работник - при оценке своей чистой заработной платы; потребитель - при оценке чистой цены товара*.

DC отражает неденежный элемент в трансакциях определенного типа и может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от того, воспринимается ли этот неденежный элемент как "хороший" или "плохой". Дискриминация обыкновенно ассоциируется с антиполезностью, порождаемой контактом с некоторыми индивидами, и в дальнейшем мы будем исходить именно из такого понимания. Поскольку это предполагает, что все величины - dj, dj nd,, - больше нуля, то для работодателя этот коэффициент эквивалентен неденежным издержкам производства, для работника - неденежным издержкам занятости, а для потребителя - неденежным издержкам потребления В тех случаях, когда значения этих коэффициентов оказываются меньще нуля и они начинают представлять неденежные доходы, связанные с производством, занятостью или потреблением соответственно для предпринимателя, работника или потребителя, мы будем говорить о "непотизме", а не о "дискриминации".

Величины Ttdi, Ujdj иpd/, являются точными денежными эквивалентами этих неденежных издержек. При данных уровнях заработной платы и цен они тем больше, чем выше J,, dj и d,,. Поскольку DC может принимать любые значения от нуля до плюс бесконечности, склонность к дискриминации тоже может непрерывно меняться в этих пределах. Такое количественное выражение склонности к дискриминации открывает путь для количественных эмпирических оценок ее силы.

Исследователи-обществоведы склонны вести обсуждение рыночной дискриминации с позиций своих дисциплин. Для социолога различные уровни дискриминации против той или иной группы окажутся связаны с размерами социальной и физической "дистанции" от этой группы и с различиями в социально-экономических статусах; психолог станет классифицировать индивидов по типам их личности, видя в этом наиболее полезный организующий принцип анализа. Подход, используемый мной, ближе всего экономистам и потому является иным: все лица, выполняющие одинаковые функции в процессе производства, скажем, предоставляющие капитал или продающие трудовые услуги, составляют единую группу, и каждая такая группа образует отдельный "фактор производства". Подобный подход к проблеме с точки зрения экономической производительности оказывается чрезвычайно плодотворным, поскольку во главу угла он ставит явления, которые при изучении дискриминации долгое время упускались из виду.

С помощью понятия коэффициент дискриминации" (discrimination coefficient - для его обозначения будет использоваться аббревиатура DC) можно дать определение "склонности к дискриминации", которое одинаково применимо к различным факторам производства, предпринимателям и потребителям. Денежные издержки по соверщению сделки не всегда полностью отражают чистые издержки, и DC служит связующим звеном между ними. Допустим, предприниматель сталкивается с денежной ставкой оплаты определенного фактора производства в размере п; но действовать он будет так, как если бы чистая ставка оплаты этого фактора была равна я(1 + d,), где J, - его DC против данного фактора. Работник, которому предлагают денежную заработную плату в размере я, за работу вместе с этим фактором, будет действовать так, как если бы чистая ставка заработной платы была равна

~ 4) 4 представляет его DC против данного фактора. Потребитель, который сталкивается с денежной ценой р за единицу товара, "произведенного" тем же фактором, будет действовать так, как если бы чистая цена товара была равна р{\ + d), где - его DC против данного фактора. Во всех трех случаях DC показывает, как сильно меняются издержки или доходы при переходе от денежных величин к чис-



5.1.2

Склонность к дискриминации

Величина склонности к дискриминации у разных людей различна, и многие исследователи потратили уйму сил на выявление переменных, объясняющих эти различия. Я тоже Попытаюсь выделить и оценить количественную значимость некоторых из них. Пока же я коротко опишу те переменные, которые более подробно будут анализироваться в последующих главах книги [Вескег, 1971Ь\.

Дискриминация индивидом определенной группы (обозначим ее N) зависит от социальной и физической дистанции между ними и от их относительного социоэкономического статуса. Если индивид занят вместе с yv на производстве, то дискриминация может зависеть помимо прочего от степени их взаимозаменяемости в процессе производства. Доля N среди всех членов данного общества также может быть немаловажным фактором. Так, рядом исследователей утверждалось, что рост относительной численности группы меньшинства усиливает предубежденность по отношению к ее представителям, поскольку большинство начинает опасаться их растущего влияния. В то же время некоторые другие авторы доказывали, что рост численности N способствует более широкому распространению информации об этой группе, а это должно вести к ослаблению предубежденности против нее. Тесно связанными с этой переменной оказываются частота и регулярность "контактов" с представителями TV в различных организациях и фирмах.

Согласно данному выше определению, если кто-то испытывает "склонность к дискриминации", то он должен действовать так, как если бы был готов пожертвовать частью своего дохода, чтобы избежать определенных трансакций. Здесь необходимо обратить внимание на всю важность словосочетания "как если бы". Предприниматель может отказываться от найма негров только потому, что он ошибочно недооценивает их экономическую эффективность. Его поведение является дискриминирующим не потому, что он предубежден против них, но потому, что он не знает об их действительной эффективности. Незнание может быть легко устранено распространением

соответствующей информации, в ,то время как предубеждение (т.е. предпочтение) сравнительно независимо от наличия или отсутствия знаний*. Это различие является существенным для понимания мотивов деятельности многих общественных организаций, которые явно или неявно полагают, что дискриминация может быть преодолена путем повсеместного распространения просвещения

Поскольку склонность к дискриминации включает в Себя как предубеждение, так и незнание, то в качестве одного из ее детерминантов необходимо учитывать объем доступной информации. Другим важным детерминантом выступают географические и хронологические различия: дискриминация может варьироваться между различными странами, между отдельными регионами внутри страны, между сельскими и городскими районами внутри одного региона и между различными историческими периодами. Наконец, склонность к дискриминации может меняться просто в зависимости от особенностей личности человека.

5.1.3

Рыночная дискриминация

Предположим, имеются две группы - и jV, и в процессе производства члены группы выступают совершенными субститутами по отношению к членам группы N. При наличии совершенной конкуренции на рьшке труда и отсутствии на нем дискриминации и непотизма равновесные уровни заработной платы у представителей W и N

* Многие предубежденные люди часто ошибочно отвечают на вопросы о дискриминируемых группах. Однако "плохая осведомленность" относительно этих групп имеет второстепенное значение для понимания их дискриминирующего поведения и борьбы с ним, поскольку оно остается неизменным даже после всех попыток предоставить им реальные факты. Аналогичные соображения см. в [Allport, 1955, ch. 1].

Одни виды рекламы имеют своей главной пелью распространение сведений о рекламируемых товарах, тогда как другие ее виды - изменение представлений и предпочтений путем создания благоприятных ассоциаций с этими товарами, пусть даже эти ассоциации никак с ними логически не связаны. Точно так же некоторые общественные организации пытаются бороться со склонностью к дискриминации, возбуждая неприятные ассоциации с ней, пусть даже логически они никак с нею не связаны.



Если представители W-nNnt являются совершенными субститутами по отношению друг к другу, то они могут получать разную заработную плату даже при отсутствии дискриминации. Поэтому с более общей точки зрения MDC можно определить как разность между уровнями заработной платы Wn при наличии дискриминации и при ее отсутствии. В специальном случае, когда они являются совершенными субститутами, это определение сводится к более простому, данному чуть раньше, поскольку величина 71° будет равна 7Г°.

Очевидно, что величина MDC зависит от значения индивидуальных DC. К сожалению, достаточно часто неявно полагают, что она зависит только от них; аргументация строится так, как если бы наличия одной только информации о факторах, от которых зависит склонность к дискриминации, было бы достаточно для исчерпывающего объяснения дискриминации на рынке. Такой подход ошибочен: помимо вкусов и склонностей важную роль при определении рыночной дискриминации играют еще много иных переменных. На самом деле в некоторых случаях вкусы имеют второстепенное значение. Средства экономического анализа позволяют намного лучше понять роль остальных переменных, что составляет, пожалуй, главное преимущество его применения.

MDC существенно зависит от индивидуальных DC, однако простое использование их усредненных показателей вряд ли будет достаточно. Необходимо в явной форме учитывать распределение DC меж-

* Иными словами.

MDC = Kjn„-nllnl,

где 7t„ н я° -равновесныеуровни заработной платы при отсутствии днскрнмннацни.

[3 5. Экономика дискриминации {изоранные главы) -щ

ду отдельными индивидами, поскольку величина MDC частично зависит и от индивидуальных различий в склонности к дискриминации. Она также зависит от соотношения между конкуренцией и монополией на рынках труда и товаров, поскольку это частично определяет тот вес, который "приписывается" рынком различным DC. Экономическая и численная значимость группы N, которая уже упоминалась как одна из детерминант склонности к дискриминации, является еще одним независимым фактором рыночной дискриминации. Действиеэтого фактора определяется соотношением между численностью групп NuWu долей издержек на jVb общих издержках на выпуск единицы продукции. Обе эти переменные могут оказываться важными при определении того, какой вес будет придавать рынок различным DC, хотя и в силу разных причин. Реорганизация производства путем замещения одного фактора другим может служить средством преодоления дискриминации; возможности такого замещения определяются характеристиками производственной функции.

MDC прямо зависит от всех этих переменных и косвенно - от ряда иных переменных, влияющих на склонность к дискриминации. Состояние наших знаний об экономических аспектах дискриминации может считаться удовлетворительным только в том случае, если мы точно представляем эти взаимосвязи. В последующих главах я представлю результаты своих попыток восполнить некоторые из имеющихся здесь пробелов.

Эффективная дискриминация

MDC между двумя группами можно определять как отдельно для рынка труда или рынка капитала, так и для всех рынков одновременно. В последнем случае нас будет интересовать, как дискриминация сказывается на совокупном доходе рассматриваемых групп. К примеру, обычно предполагается, что дискриминация со сторонь! белых сни-

будут равны. Дискриминация способна порождать различия в равновесных уровнях заработной платы и коэффициент рыночной дискриминации (market discrimination coefficient) между группами и (сокращенно MDC) можно определить как соотношение между этими уровнями. Если переменные п, и я„ представляют равновесную заработную плату Wvi Л соответственно, то

MDC =

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]