назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


31

Резюме и выводы

в настоящей работе представлена теория распределения времени между различными видами деятельности. Ее ядро образует предположение, что домохозяйства являются как производителями, так и потребителями. Они производят потребительские блага, комбинируя затраты рыночных товаров с затратами собственного времени в пропорциях, отвечающих условию минимизации издержек, как этого требует стандартная теория фирмы. Потребительские блага производятся в объемах, которые определяются функцией максимизации полезности, получаемой от этих благ при заданных ценах и ограничениях по ресурсам. Имеющийся объем ресурсов оценивается по показателю "полные доходы". Он представляет собой сумму денежного дохода и потерянного дохода, "упущенного" из-за использования времени и рыночных товаров для получения полезности. Что касается цен, то они измеряются суммой издержек, отражающих затраты рыночных товаров и времени при производстве потребительских благ

Были проанализированы последствия изменений в заработках, прочих доходах, ценах рыночных товаров, уровнях производительности трудовой и потребительской деятельности с точки зрения распределения времени и состава производимых потребительских благ. Например, прирост заработков, компенсированный снижением прочих доходов так, чтобы полный доход оставался неизменным, будет вызывать сокращение времени, используемого в потребительских видах деятельности, поскольку оно станет дороже. При производстве любого потребительского блага подорожавщее время будет частично замещаться рыночными товарами, а частично более дорогие времяемкие блага станут замещаться товароемкими благами. Оба типа замещения означают уменьщение затрат времени на потребление и позволяют активнее использовать его для работы. Так как параллельно с перераспределением времени происходит перераспределение рыночных товаров и потребительских благ, все эти три аспекта оказываются тесно переплетены.

Наша теория подводит к целому ряду интересных и даже необычных объяснений и практических следствий, относящихся к наблюдаемым феноменам. Напомню кратко о главных.

В центре традиционного "экономического" объяснения устойчивой "вековой" тенденции к сокращению продолжительности рабочего времени находятся рост производительности труда и связанные с этим эффекты дохода и замещения, причем предполагается, что преобладает первый из них. Наша теория показывает, что эффекты заме- щения, обусловленные повышением производительности трудовой и потребительской деятельности, имеют тенденцию взаимопогашать-ся и что продолжительность рабочего времени устойчиво снижалась главным образом потому, что времяемкие потребительские блага все больше становились предметами роскоши. Важным сопутствующим фактором было долговременное снижение относительных цен на рыночные товары, используемые при производстве времяемких потребительских благ

Рост доходов, связанный в первую очередь с ростом заработков, повышал относительную стоимость времени и времяемких потребительских благ Однако стандартные кросс-секционные оценки эластичности по доходу строятся без учета возможных изменений как в ценах факторов производства, так и в ценах потребительских благ В результате, помимо других недостатков, они занижаются для времяемких потребительских благ, создавая ложное впечатление значительного эффекта дохода в форме повышения качества потребляемых благ Структура доходов также влияет на спрос: прирост заработков при неизменном общем уровне доходов будет снижать спрос на времяемкие потребительские блага и времяемкие комбинации факторов производства.

Приблизительные оценки показывают, что потерянные заработки количественно чрезвычайно важны и поэтому полный доход значительно превышает денежный. Поскольку величина потерянных заработков определяется прежде всего характером использования времени, в дальнейших исследованиях следовало бы уделять гораздо больше внимания вопросам его распределения и эффективного использования. В частности, ведомства, отвечающие за сбор информации о расходовании денежных доходов, могли бы дополнить ее информацией о "расходо-



Человеческий капитал и распределение времени

вании" времени. Полученные таким образом данные о бюджетах использования времени, которые до настоящего момента никогда не подвергались серьезному анализу в подавляющем большинстве стран, включая Соединенные Штаты и Великобританию, было бы целесообразно объединить с данными о денежных бюджетах домохозяйств, чтобы получить более точное представление об уровнях и структуре распределения полных доходов.

АНАЛИЗ

СОЦИАЛЬНЫХ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

экономика дискриминации

теория социальных взаимодействий

несколько замечании о ресторанных ценах и другие примеры социальных воздействий на цены



ЭКОНОМИКА ДИСКРИМИНАЦИИ (ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ)

Первая публикация

Вескег G.S. The Economics of Discrimination. Chicago: University of Chicago Press, 1957. Ch. 1. 2

Перевод

Becker G.S. The Economics of Discrimination. 2" ed. Chicago: University of Chicago Press, 1971. Ch. 1, 2. R 13-39. © 1957. 1971 by The University of Chicago. All rights reserved

Факторы, определяющие дискриминацию на рынке

в социально-психологической литературе, посвященной дискриминации, считается, что один индивид осуществляет дискриминацию против (или, наоборот, в пользу) другого, если поведение первого по отношению ко второму мотивировано "необъективной" трактовкой фактов. Однако с помощью такого определения нам вряд ли удастся отделить пренебрежение объективными фактами от проявлений ценнос-

Можно привести немало определений подобного рода. Обсуждая вопрос, что же такое предубежденность. Гордон Олпорт исходит из такого ее определения: "Этническая предубежденность - это антипатия, базирующаяся на ошибочных и заскорузлых обобщениях" [Allport, 1955, р. 9].

тных установок и вкусов. Например, если кто-то предпочитает любоваться обольстительными голливудскими актрисами и не обращает внимания на других женщин, в этом не усматривают дискриминации или выражения предубежденности; в то же время если кто-то предпочитает жить по соседству с белыми, а не с чернокожими, то это именуют дискриминацией. Чтобы закрепить название "дискриминация" только за одним из этих двух типов поведения, в лучшем случае пришлось бы вводить множество мелких и достаточно малозПачимых разграничений По счастью, нам нет необходимости вдаваться в эти философские тонкости. Можно дать четкое и однозначное определение дискриминации на рынке, которое тем не менее будет вполне передавать суть того, что обычно под ней понимается.

5.1.1

Аналитическая схема

Денежные единицы, широко используемые в экономическом анализе для измерения, могут также служить мерилом степени дискриминации. Если индивид имеет "склонность к дискриминации" (taste for discrimination), то он должен вести себя так, как если бы он был готов заплатить (прямо или косвенно, в форме уменьшения дохода) за то, чтобы иметь дело только с одними группами людей, но не с другими. Ведь чтобы иметь такую возможность, дискриминатор фактически должен либо платить за это деньги, либо жертвовать частью своего потенциального дохода. Такой простой взгляд на проблему схватывает суть феномена предубежденности, или дискриминации.

Разграничение, проводимое Олпортом и его соавторами, предполагает, что дискриминирующий индивид будет давать "ошибочные" ответы на различные вопросы, касающиеся негров, в то время как на вопросы о голливудских актрисах - правильные. Давайте оставим в стороне вопрос, как можно определить, являются ли те или иные ответы правильными или ошибочными, и посмотрим на это под несколько иным углом зрения. Предположим, что ответы о негритянском населении не противоречат общеизвестным фактам, в то время как ответы относительно голливудских звезд находятся с фактами в ужасающем конфликте. Согласились бы тогда сторонники определения Олпорта с тем, что предпочтение, отдаваемое белым, не является дискриминацией, тогда как предпочтение, отдаваемое голливудским актрисам, ею является?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]