назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


24

Человеческий капитал и распределение

времени

няться только в том случае, если коэффициент корреляции между Хоа „ log а равен единице, и они связаны линейной зависимостью

ioga,= + -Ioga..

(3-Ш7)

частиГзТГГР-н-есные предельные нормы отдачи в левой

части (3-П46) будут различными. Легко показать что диспепсия лпг.п !к этих предельных норм тем меньше, .ем меньшедисперсия Ги чем сильнее положительная корреляция между ними.и

ТЕОРИЯ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Первая публикация Becker G.S. А Theory of the Allocation of Time II The Economic Journal. 1965. Vol. 75. N299. P. 493-517

Перевод

выполнен no указанному источнику с согласия "Blackwell Publishers "

Введение

На протяжении всей своей истории люди посвящали работе гораздо меньще времени, нежели другим видам деятельности. Даже щестиднев-ная рабочая неделя с 14-часовым рабочим днем все-таки оставляла половину от общего количества имеющегося времени на сон, еду и иные занятия. Но независимо от того, как обстояли дела в прошлом, очевидно, что экономический рост вызвал устойчивое и значительное сокращение продолжительности рабочей недр ли. Сегодня в большинстве стран мира она составляет менее 50 часов, т.е. менее трети всего наличного времени. Поэтому с точки зре-н:1я экономического благосостояния характер распределения и эффектив-ность использования нерабочего времени могут иметь теперь даже большее значение, чем характер распределения и эффективность ис-



finrv. " "«называю в своей книге о человеческом капитале, важность потерянных заработков легко обнаруживается из таких, например, фактов, както, что отказ от платного высшего образования не делает его общедоступным, или то, что показатели поступления в вузы часто оказываются выше в депрессивных регионах и в периоды кризисов

О причинах устойчивой долговременной тенденции к увеличению числа учебных дней в учеоном году см. мои замечания в [Вескег, 1983, ch. IV].

пользования рабочего времени. И все же первому экономисты продолжают уделять несравненно меньше внимания.

По счастью, сейчас наметились признаки изменения такого положения дел. Время, затрачиваемое на работу, устойчиво сокращалось - в частности потому, что, удлиняя период получения образования, молодежь тем самым все дальше отодвигала срок своего вступления на рынок труда. В последние годы многие экономисты стали подчерк11вать, что время учащихся представляет собой один из ресурсов, затрачиваемых в ходе образовательного процесса, что его можно бьшо бы активнее использовать на рьшке труда и что, следовательно, потерянные заработки учащихся являются важнейшим элементом издержек образования. В самом деле, многочисленные оценки ясно показывают, что потерянные заработки составляют главную часть частных и весомую часть общественных издержек как среднего, так и вьющего образования в Соединенных Штатах [Schultz, I960; Becker, 1983, ch. /F]. Растущее понимание значимости потерянных заработков выразилось в разнообразных попытках, направленных на экономию времени учащихся, как это видно, например, из распространения трех- и чегырехсеместровых учебных планов.

Сегодня, вполне осознав значение потерянных заработков для образовательного процесса и шире - для любых инвестиций в человеческий капитал, многие экономисты подвергают критике педагогов и политиков за пренебрежение к этой проблеме. В свете сказанного может показаться удивительным, что до сих пор экономисты не пытались столь же скрупулезно изучать другие формы использования нерабочего времени. Так, обычно считается, что стоимость такой услуги, как посещение театра, или такого товара, как мясо, просто равна их рыночной цене, хотя каждый согласится, что на посещение театра и даже на обед, точно так же, как и на учебу, требуется определенное время - время, которое зачастую можно было бы использовать на производстве. Если это так, то полные издержки подобных

видов деятельности будут представлять собой сумму рыночных цен и упущенной ценности времени, котцрое пришлось на них израсходовать. Другими словами, при изучении любых форм использования нерабочего времени косвенные издержки должны приниматься в расчет точно так же, как это уже делается при изучении образования.

В течение нескольких последних лет группа исследователей из Колумбийского университета сначала независимо друг от друга, а затем все теснее координируя свои усилия, старалась последовательно учитывать издержки времени в процесс принятия людьми решений, касающихся внепроизводственных видов деятельности (non-work activities). В серии эмпирических исследований Дж. Минцер показал, как сильно могут искажаться оценки эластичности спроса по доходу на различные товары, если игнорировать издержки временив Дж. Оуэн проанализировал, как эти издержки влияют на спрос на досуг [Owen, 1964]. На примере ряда африканских стран Э. Дин рассмотрел распределение времени между сектором самообеспечения (subsistence) и рыночным сектором [Dean, 1963]. Что касается меня, то я, как уже упоминалось, сосредоточился на проблемах использования времени в образовании, профессиональной подготовке и других видах производства человеческого капитала. В настоящей работе я предпринимаю попытку разработать общий подход к анализу распределения времени для всех остальных видов непроизводственной деятельности. Хотя под ней стоит только моя фамилия, не могу не отметить, что очень многим ее появление обязано тем интеллектуальным стимулам, которые я получал от сотрудничества с Минцером, Оуэном, Дином и другими бывшими и нынешними участниками семинара по экономике труда Колумбийского университета".

См. [Mincer, 1963Ь]. В своей широко известной работе Минцер рассматривает распределение замужних женщин между двумя альтернативными формами деятельности - ведением домашнего хозяйства и занятостью на рынке [Mincer, 1963а].

" Однако хотел бы подчеркнуть, что только я несу ответственность за любые ошибки. Мне бы хотелось также выразить свою признательность за замечания, полученные на семинарах в университетах Калифорнии (Лос-Анджелес), Чикаго, Питсбурга, Рочестера и Йеля, а также на сессии Эконометрического общества в 1963 г, где я представлял свои разработки. Особенно полезными были комментарии к предварительному варианту этой работы Милтона Фридмена и Грегори К. Чоу, который помог математически формализовать мои идеи. Полезную техническую помощь мне оказала Линда Ки. Частичную финансовую поддержку исследования обеспечила корпорация "IBM".



7 Лея* lyiiajl VI

Jclullpeдeлeниe времени

Последовательность изложения такова. В подразд. 4.2 рассматриваются общие принципы теоретического анализа потребительского выбора с учетом как стоимости времени, так и стоимости рыночных товаров. Остальные разделы посвящены различным эмпирическим следствиям, вытекающим из предложенной теории. Среди обсуждаемых в них тем - новый подход к исследованию изменений в продолжительности работы и продолжительности "досуга"; более полное включение в экономический анализ так называемого производительного потребления; новая трактовка эффекта дохода применительно к спросу на количество и на "качество" потребляемых благ; трудности, возникающие при измерении производительности, и возможные пути их преодоления; экономический анализ очередей и целый ряд смежных проблем. И хотя иногда я ссылаюсь на результаты эмпирических исследований, которые попали в поле моего зрения, почти никаких усилий по систематической проверке предлагаемой теории мною не предпринимается.* .j

Новая теория потребительского выбора

Согласно стандартной теории потребительского выбора, домохозяйства максимизируют функцию полезности следующего вида:

U = U{y„y„...,y„)(4-1)

при ресурсном ограничении

P:y>=I = W + V,(4-2)

где>, - товары (goods), приобретаемые на рынке, р - их цены, /- денежный доход, W- заработки и V- прочие доходы. Как уже было отмечено во введении, отправным пунктом настоящего исследования является систематическое включение в анализ нерабочего време-

НИ. Предполагается, что домохозяйства используют в тех или иных сочетаниях время и рыночные товары, с тем чтобы производить базовые потребительские блага (commodities), которые непосредственно входят в их функции полезности. Ограничимся двумя примерами. Первый - просмотр спектакля, удовольствие от которого зависит от таких факторов, как игра актеров, пьеса, театральное помещение и продолжительность действия; второй - это сон, который зависит рт таких факторов, как постель, домашняя обстановка, прием снотворных препаратов и время. Обозначив такие потребительские блага как Z„ можно записать для них

z, = f.(x„ т;.),(4-3)

где X, - вектор рыночных товаров, а Г,. - вектор временных затрат, участвующих в производстве /-го блага Заметим, что когда речь идет о капитальных ресурсах вроде холодильников или автомобилей, х обозначает поток услуг, производимых подобными товарами длительного пользования. Заметим также, что Г, является вектором, потому что, скажем, часы, которые приходятся на дневное время или будни, могут отличаться от часов, которые приходятся на ночное время или выходные. Каждый элемент из 7 соответствует тому или иному "типу" времени. В большинстве случаев частные производные Z, как по х„ так и по Г, являются неотрицательными

При такой формулировке домохозяйства выступают и как производственные единицы, и как максимизаторы полезности. Посредством "производственных функций"/ они комбинируют время с рыночными товарами для того, чтобы производить базовые потребительские

у предположения, что домохозяйство комбинирует время с рыночными товарами для производства потребительских благ, есть как эмпирические, так и теоретические преимущества перед стандартным предположением, что время, затрачиваемое на любую деятельность, является прямой функцией от объема потребляемых товаров. Например, изменения в стоимости рыночных товаров относительно стоимости времени может подталкивать к значительному замещению той части ресурсов, которая стала дороже. Этот вывод, как и некоторые другие, подробнее рассматриваются в следующих разделах.

* Я предполагаю, что если какой-то рыночный товар или какой-то отрезок времени используется при производстве сразу нескольких потребительских благ, то такие "совместные издержки" поддаются полному и однозначному распределению между этими благами. Данная проблема ничем не отличается от тех, что обычно возникают при анализе фирм, производящих несколько продуктов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]