назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


20

Человеческий капитал и распределение времени

стипендии инвесторам, особенно из беднейших слоев населения; предоставляя инвесторам финансируемые или гарантируемые государством кредиты; вводя специальные программы для детей из малообеспеченных семей, наподобие программ "Хэд старт"* и т.д. Возможно, наиболее желательная система предполагала бы субсидирование таких инвестиций в человеческий капитал, которые порождают экстернальные, или общественные (культурные, политические и экономи<1еские) выгоды, в сочетании с программами по кредитованию таких инвестиций в него, которые обеспечивают получение прямых, или частных выгод Однако к полной "бесплатности" инвестиций в человеческий капитал это могло бы привести только в случае абсолютного доминирования экстернальных выгод (что невозможно даже по отношению к вложениям в образование [Becker, 1983, р. 196-198].

3.4.2

Объективный отбор

с политикой равных возможностей часто смешивают прием в субсидируемые государством школы и другие образовательные учреждения, основывающийся не на "фаворитизме", а на "объективных" стандартах, таких, как результаты специальных экзаменов, оценки и показатели успеваемости на предшествующей ступени обучения и т.д. Среди множества примеров по всему миру можно упомянуть экзамены по окончании средней школы в Японии, которые резко ограничивают число тех, кто продолжает учебу в государственных высших учебных заведениях экзамены "одиннадцать плюс" (eleven plus) в Великобритании, на основе которых производится прием в средние "грам-

* "Хэд старт" - введенная в США при президенте Л. Джонсоне образовательная и медицинская программа помощи детям из малообеспеченных семей, умственно отсталым и инвалидам. Наиболее активно использовалась в 1965-1975 гг. -Пршг. ред.

Первые и наиболее щироко обсуждаемые предложения такого рода можно найти в работе [Friedman, 1955]. См. также как вариант предложения Фридмена [Vickrey, 1962].

Давление, юторое ощущают и родители, и ученики, известно под названием "экзаменационный ад". См.: [Passin, 1965, р. 104-108].

матические" школы (grammar school)" или учет успеваемости в средних школах при поступлении в Калифорнийский, Гарвардский и многие другие университеты США.

В рамках "эгалитарного" подхода к распределению доходов "объективный" отбор оказывается иллюзией, поскольку если различия в способностях не имеют значения, то отбор не может быть "объективным", а должен быть "субъективным". Это объясняет по-. стоянное давление на государственные университеты в США, чтобы заставить их принимать практически всех, кто подает заявления и отвечает некоторым минимальным требованиям. В рамках "элитарного" подхода "объективный" отбор более оправдан. Неудивительно поэтому, что ему придается огромное значение в таких странах, как Великобритания и Япония. Если различия в способностях явственны и глубоки, то тестовые испытания, проводимые еще в возрасте одиннадцати или пятнадцати лет, будут позволять отбирать наиболее многообещающих студентов.

Обычно люди, провалившие экзамены или не прошедшие по другим критериям, не теряют возможности продолжать инвестирование; лишь стоимость финансовых ресурсов для них повышается. Поэтому очевидно, что объективные стандарты не уравнивают возможности, ибо те, кто прошел отбор, получают финансовые ресурсы на относительно более благоприятных условиях. Поскольку система объективных стандартов при последовательном ее применении имеет также тенденцию усиливать положительную корреляцию между условиями спроса и предложения, то благодаря ей неравенство в распределении заработков и инвестиций будет глубже, чем при следовании принци-

Примерно четыре пятых одиннадцати-двенадцатилетних детей не принимают в средние "грамматические" щколы [см.: Cmwther, 1959, р. 87]. Хотя они, как правило, могут продолжать учебу в щколах для любого возраста (all age) или современных средних (secondary modern) щколах, их щансы на продолжение обучения после пятнадцати лет значительно сокращаются, поскольку во многих из этих щкол отсутствуют пятые и более старшие классы средней ступени [ibid]. (Грамматическая школа - один из типов средних учебных заведений, существовавших в Великобритании наряду с "современными" (modem) и "техническими" (technical) Школами. По достижении 11 лет все учащиеся проходили тестовые испытания и в зависимости от показанных на них результатов распределялись по школам разного типа. В модифицированном виде система "сортировки" учащихся в зависимости от уровня их способностей сохраняется в Великобритании до сих пор.- Прим. ред.):.:.wut4;



пу равенства возможностей Фактически оно будет даже глубже, чем при системе случайного отбора претендентов, поскольку объективные стандарты позволяют более одаренным индивидам (которые и так скорее всего зарабатывали бы и инвестировали бы больше других) зарабатывать и инвестировать еще больше благодаря получению доступа к значительным субсидиям*.

3.4.3

Обязательный минимум инвестиций

практически во всех странах есть законы, предписывающие осуществлять определенный минимум вложений в человеческий капитал. Обычно требуется лишь минимальное число лет школьного обучения", хотя иногда эти требования распространяются на программы ученичества и другие виды подготовки на рабочих местах. Поскольку при "эгалитарном" подходе к распределению доходов различия в щедрости или благосостоянии родителей выступают главным источником неравенства, постольку в его рамках законодательное установление минимального уровня инвестиций имеет смысл. Ведь при установлении минимальных стандартов менее состоятельные и менее щедрые родители вынуждены тратить на своих детей больше, что впоследствии увеличивает их возможности и заработки. Так как при "элитарном" подходе главным источником неравенства выступают различия в способностях, то в его рамках такого рода стандарты не имеют особого смысла.

Естественно, предполагается, что эластичность кривых предложения и спроса, а также распределение кривых спроса в обоих случаях одинаковы.

В выдержке из отчета Кроутера, которую я привожу в параграфе 3.3.2, содержится скрытая критика системы объективного отбора в Великобритании.

° Например, на поверку от британцев требуется посещение школы только до пятнадцатилетнего возраста. Закон 1944 г. также требует вечернего обучения для тех, кто покинул школу до достижения шестнадцати лет, однако это требование не выполняется [см. Crowther, 1959, р. 105]; голландцы в первой половине XX в. должны были просто проучиться в школе семь лет без перерыва [см.; Loren, 1942, р. 12].

Естественно, за исключением тех случаев, когда инвестиции в человеческий капитал приносят значительные экстернальные выгоды.

На рис. 3.6 D - это кривая спроса, S - кривая предложения для отдельного человека при отсутствии минимальных стандартов, а ОС, - равновесный уровень инвестиций в человеческий капитал. Если принимается закон, требующий вложений в размере не меньше 0С„, то кривая предложения для этого индивида сдвигается к кривой C„S, поскольку его родители вьшуждены стать более "щедрыми". В результате равновесный уровень его инвестиций возрастает до 0С„. Распределение инвестиций оказывается усеченным (truncated) в 0С„, и все, кто без такого закона инвестировал бы меньше, попадают в точку С„".

Предельная норма отдачи, предельная ставка процента DS

долл.

С, С, Инвестиции в человеческий капитал

Рис 3 6. Влияние закона об обязательном минимуме вложений в человеческий капитал на фактический объем инвестиции в него

" В 1900 г в Нидерландах был принят закон, требующий по крайней мере семилетнего обучения; к I960 г. ни у кого из работающих мужчин не было более низкого образования и почти У 60% оно находилось иа этом уровне. Аналогично в 1951 г примерно две трети рабочей силы Великобритании имело девятилетнее образование, что соответствовало минимально требуемому уровню, и лишь у одного из десяти оно было ниже [см.: Chiswick, 1967]. В Соединенных Штатах распределение населения по уровню образования "усечено" не так сильно, потому что различные штаты принимали законы об обязательном образовании в разные годы, а активная внутренняя миграция и миграция из-за рубежа обеспечивали постоянный приток людей с более низким образованием, полученным вне места их нынешнего проживания..



Человеческий капитал и распределение времени

Подобное усечение сокращает неравенство в распределении инвестиций, в результате чего сокращается также и неравенство в заработках. Фактически неравенство возможностей уменьшается вследствие сближения кривых предложения". Действительно, устанавливая минимальный стандарт вложений на максимальном уровне, характерном для самого активного инвестора, можно было бы добиться одинакового объема инвестиций для всех и полного равенства возможностей- Кроме того, уравнивание возможностей сопровождалось бы резким сокращением эластичности предложения (сравните S с С на рис. 3.6), что также вносило бы свой вклад в сглаживание неравенства в заработках и инвестициях. Однако, как показано в параграфе 3.4.5, возрастание равенства будет достигаться в этом случае просто за счет менее эффективного размещения (allocation) совокупных инвестиций в человеческий капитал.

Поскольку цель установления подобных минимальных стандартов заключается в том, чтобы компенсировать влияние бедности и скупости, то соответствующие субсидии в принципе могли бы дать такой же результат без всякого принуждения. Эффективность добровольных инвестиций в человеческий капитал часто недооценивается", потому что обычно субсидии в лучшем случае покрывают лишь часть потерянных заработков. Я убежден, что если бы они покрывали все издержки, включая потерянные заработки, то практически все дети продолжали бы учиться столько лет, сколько бы они хотели.

3.4.4

Улучшения на рынке капитала

Как подчеркивалось выше, главной причиной как повышения стоимости финансовых ресурсов для отдельного человека по мере увеличения его вложений, так и существования различий в их стоимости для

" Если минимальные стандарты применяются лишь к одному виду человеческого капитала, Такому, как школьное образование, то часть финансовых ресурсов родителей может просто оттягиваться от других его видов, таких, как подготовка на рабочем месте, что будет увеличивать разброс в условиях предложения финансовых ресурсов для этих видов капитала.

" "В качестве основы национальной системы добровольное образование представляется слишком случайным и слишком ненадежным, чтобы всецело на него полагаться" [Crowther, 1959, р. 107].

3.4.5

Равенство и эффективность

При обсуждении улучшений на рынке капитала, законов о минимальном уровне вложений в человеческий капитал и других изменений кривых возможностей главное внимание уделялось неравенству и асимметрии, но вопросы эффективности при этом не затрагивались. Однако дилеммы (trade off) и конфликты между принципами равенства и эффективности волнуют общество не меньше, чем многие другие экономические проблемы. Поэтому одно из важных преимуществ аналитической схемы, предложенной в настоящей работе, заключается в том, что в ее рамках вопросы эффективности поддаются такой же Простой и систематической трактовке, как и вопросы распределения.

" Таким образом, сокращение сегментации способствовало бы большему равенству возможностей.

разных людей является ограниченность более дешевых источников средств вследствие сегментации рынка капитала. Обычно самыми дешевыми являются финансовые ресурсы, вьщеляемые государством, поскольку они предоставляются в форме субсидий; собственные средства, как правило, оказываются дешевле коммерческих займов из-за наличия трансакционных издержек, трудностей с использованием человеческого капитала в качестве залога и т.д. Ослабление сегментации (например, в результате уменьшения субсидий или трансакционных издержек) могло бы сузить разрыв между различными источниками, а следовательно, повысить эластичность кривых предложения и сократить их разброс".

Поэтому улучшения на рынке капитала могут оказывать до некоторой степени противоположно направленные воздействия на распределение заработков и инвестиций. Меньший разброс в условиях предложения сокращает неравенство, тогда как возросшая эластичность предложения усиливает как неравенство, так и асимметрию в распределении заработков и инвестиций. Очевидно, что асимметрия будет иметь тенденцию к увеличению, но неравенство может меняться в любом направлении.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]