назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [ 18 ] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


18

исключением случаев, когда индивидуальные кривые спроса или индивидуальные кривые предложения только касались бы друг друга в соответствующей области). Это, в свою очередь, означает, что все люди, инвестирующие одинаковые суммы, имели бы равные заработки. Приняв в качестве показателя объема инвестиций число лет обучения, мы обнаружим множество свидетельств, подтверждающих существование значительной вариации в заработках у людей с одинаковыми вложениями капитала. Возможно, использование более точных измерителей вложений в человеческий капитал и учет временных (transitory) случайных заработков способны устранить основную часть этой вариации. И все же я подозреваю, что немалая ее часть все равно останется. Раз так, то ни один из двух частных случаев - ни вариации только в условиях спроса, ни вариации только в условиях предложения - недостаточен, хотя один набор кривых может варьироваться намного сильнее, чем другой.

При вариации как кривых спроса, так и кривых предложения отдельные люди могут инвестировать равные суммы, и несмотря на это некоторые из них будут зарабатывать больше других, если их кривые спроса (и предложения) располагаются выше. На рис. 3.4 одинаковые инвестиции осуществляются индивидами с кривыми D, и S, и 5, viSy Как видно из этого примера, теперь уже недостаточно располагать информацией о различных равновесных предельных нормах отдачи и равновесных уровнях инвестиций, чтобы идентифицировать кривые спроса или предложения, поскольку точки равновесия будут размещаться на разных кривых. Кроме того, невозможно будет идентифицировать и сами предельные нормы отдачи, располагая одной только информацией о заработках и инвестициях, поскольку люди с разными объемами вложений будут в большинстве случаев иметь разные кривые спроса.

" Так, например, коэффициент вариации доходов у белых мужчин в возрасте 35-44 лет в 1949 г. был равен 0,60 для лиц с высшим образованием, и 0,75 - для лиц с законченным средним образованием [см.: Becker, 1983. lab. 9. p. 182]. В 1959 г. различиями в продолжительности обучения объяснялось менее 20% вариации в заработках белых мужчин в возрасте 25-64 лет, проживающих как в южных, так и в других штатах США [см.: ibid, tab. 1, p. 92].

Предельная норма отдачи, предельная ставка процента

допп.

инвестиции в человеческий капитал

Рис. 3.4. Равновесные уровни инвестиций в человеческий капитал, обусловленные различиями в "способностях" и "возможностях"

Распределение заработков и распределение инвестиций частично будут зависеть от тех же параметров, которые обсуждались выше: и первое, и второе будет тем более неравномерным и асимметричным, чем выше эластичности кривых спроса и предложения и чем более неравномерно и асимметрично они распределяются. Однако распределение заработков и распределение инвестиций будут также зависеть еще от одного нового параметра, а именно - от корреляции* между индивидуальными кршыия.

* "Положительная корреляция" в данном контексте будет означать, что индивиды с выше расположенными кривыми спроса имеют ниже расположенные кривые предложения, а индивиды с ниже расположенными кривыми спроса - выше расположенные кривые предложения. Соответственно "отрицательная корреляция" будет означать, что индивиды с выше расположенными кривыми спроса имеют выше расположенные кщъыс предложения, а индивиды с ниже расположенными кривыми спроса - ниже расположенные кривые предложения. - При.м. ред.

¥11



сочетают"яГболГблГ" "™ благонрнятные условия спроса

ичс1аются с более благоприятными условиями предложения.

..Вопросы, рассматриваемые в этом дополнении, ранее кратко затрагивались Дж. Мин-

"°Х::;;дс™ебыл"1; получено и протестировано много лет назад Р.А. Фишером [см.: Fisher, 1958, ch. 11].

Существует множество причин, почему условия предложения могут меняться вместе с условиями спроса. Более одаренные люди с большей вероятностью получают государственные и частные стипендии, и таким образом их кривые предложения сдвигаются вниз. Дети из семей с высокими доходами в среднем чаще оказываются интеллектуально более развитыми и извлекают из человеческого капитала большие психологические выгоды. В то же время объявленная государством и частными организациями "война" с бедностью может вести к значительному "снижению" кривых предложения для многих выходцев из бедных семей. Поскольку действие первых двух факторов, несомненно, сильнее, есть все основания предполагать существование положительной и скорее всего весьма тесной корреляции между условиями спроса и предложения.

Если бы кривые спроса и предложения не коррелировали друг с другом, то состояния равновесия на рис. 3.4 достигались бы в точках /7з, /7з2 и Pi{, если бы корреляция между ними была отрицательной, то - в точкахрз,, />22 иРц] если бы она была положительной - то в точках РхъРгг и р-т,. На этом графике хорошо видно, что наличие положительной корреляции усиливает неравенство как в инвестициях, так и в заработках; она усиливает также асимметрию, увеличивая заработки и инвестиции у лиц, которые в любом случае будут иметь относительно высокие заработки и инвестиции.

Впечатление отрицательной корреляции между условиями предложения и спроса, т.е. между возможностями и способностями, иногда возникает в результате сравнения индивидов с одинаковыми объемами инвестиций. Однако, как ясно показывают пары кривых и S,, D, и 2 и D, и S3, представленные на рис. 3.4, между кривыми предложения и спроса людей с одинаковыми инвестициями должна существовать отрицательная корреляция независимо от характера действительной корреляции между этими кривыми для всей совокупности инвесторов. Надежным источником информации о такого рода корреляции могла бы служить доля вариации в заработках, "объясняемая" (в статистическом смысле) вариацией в инвестициях. Напри-

мер, если корреляция между кривыми предложения и спроса является абсолютной и положительной, то вся вариация в заработках будет "объясняться" различиями в инвестициях. Кроме того, чем меньше по модулю величина коэффициента корреляции, тем меньшая доля вариации в заработках будет "объясняться" вариацией в инвестициях и тем сильнее будут различаться заработки среди лиц с одинаковыми инвестициями.

Дополнение: оценка влияния семейного окружения на заработки

Одно важное следствие из представленного анализа взаимодействия между способностями и возможностями (т.е. между условиями спроса и предложения) было лишь упомянуто, но не рассматривалось подробно. Речь идет о том, что среди индивидов с одинаковым объемом инвестиций в человеческий капитал отрицательная корреляция между возможностями и способностями будет существовать независимо от характера корреляции между этими факторами для всей совокупности инвесторов. Например, если возможности для инвестирования менее благоприятны для детей из больших семей (такое предположение выдвигается во многих исследованиях), то среди индивидов с одинаковым объемом инвестиций будет наблюдаться положительная корреляция между способностями и числом братьев и сестер, даже если для всего населения в целом корреляция между этими характеристиками

является отрицательной-*.

Однако здесь мне хотелось бы подчеркнуть важность учета данного обстоятельства при оценке чистого влияния на заработки семейного окружения (background) и уровня образования. В последние годы многие исследователи пытались отделить их, используя множественные регрессии заработков по числу лет обучения и характеристикам семьи (а часто и по другим переменным). Коэффициенты регрессии при переменной продолжительности обучения принимались в качестве меры чистого эффекта образования, а коэффициенты при характеристиках семьи - в качестве меры чистого эффекта семейного окружения [см. например: Bowles, 1972; Leibowitz, 1974; Coleman, Rossi, 1974; Levy-Garboua, 1973]. Ho если число лет обучения есть



результат не случайного, а оптимизирующего поведения, то тогда такие оценки могут существенно преуменьшать вклад в заработки характеристик семейного окружения и преувеличивать вклад образования.

Чтобы показать это как можно нагляднее, предположим, что влияние семьи отражается только на возможностях, тогда как способности от нее никак не зависят, и что семейное окружение - это единственный фактор, влияющий на возможности. На рис. 3.5 представлен ряд возможных равновесных состояний: bi, Ь, Ь-яЬ - это кривые предложения челбвеческого капитала для отдельных индивидов, происходящих из разных семей (у Ь семейное окружение благоприятнее, чем у fej, и т.д.), а с?,, й?2, dvid - это их кривые спроса (или способностей). Оптимальное накопление капитала для каждого человека задается пересечением его кривых спроса и предложения, т.е. точками е,, 64.

Предельные выгоды и предельные

издержки

Объем накопленного человеческого капитала

Рис. 3.5. Влияние семейного окружения и способностей на заработки и накопление человеческого капитала

Если оценивать чистый эффект семейного окружения по различиям в заработках между индивидами, накопившими одинаковый объем человеческого капитала, но происходящими из разных семей, то сравнивать нужно точки ej и е, или же и 63. Хотя в обоих случаях индивиды из более благо-

3. Человеческий капитал и личное распределение доходов: аналитический пидхид

получных семей будут иметь более низкие заработки приведенный пример наглядно показывает, что само по себе бсшее благоприятное семейное окружение вовсе не сказывается отрицательно на способности зарабатывать. Конечно, источник возникающего ошибочного впечатления заключается в том, что индивиды из более благополучных семей (т.е. с лучшими возможностями) станут накапливать тот же объем человеческого капитала, что и индивиды из менее благополучных семей (т.е. с худшими возможностями), лишь в том случае, если уровень способностей у них ниже.

Рассуждая по аналогии, можно показать, что влияние человеческого капитала на заработки будет переоцениваться, если исходить из различий в заработках между лицами с одинаковыми семейными характеристиками, но разным объемом накопленного человеческого капитала. Ведь их инвестиции будут отличаться только потому, что они обладают неодинаковыми способностями. Другими словами, в том случае, когда семейное происхождение не выделяется в качестве самостоятельной переменной, влияние человеческого капитала на заработки удается оценить точнее, чем в том случае, когда эта переменная включается в анализ и принимается постоянной.

Эти аргументы справедливы и для более общего случая, когда семейное окружение и другие переменные оказывают влияние как на способности, так и на возможности, при условии, что основным детерминантом возможностей выступает семья (что, безусловно, верно), тогда как основным детерминантом способностей - прочие переменные (что также верно). Тогда множественная регрессия заработков по характеристикам семьи и человеческого капитала будет всегда недооценивать влияние семейного окружения и переоценивать влияние человеческого капитала.

В принципе подходящей статистической процедурой было бы построение системы одновременных уравнений, которая позволяла бы "идентифицировать" функции возможностей и способностей, в том числе оценить влияние на них как семейного окружения, так и накопленного человеческого капитала. Однако получить на практике хорошую спецификацию такой модели нелегко из-за ограниченности информации о переменных, способных "сдвигать" эти функции. И все же даже использование более простых моделей позволяет продвинуться вперед. К примеру, модель, представленная на рис. 3.5, может быть описана следующим образом:

Контролируя уровень образования самого индивида, Э. Лейбовиц обнаружила отрицательное воздействие на заработки уровня образования матери [Leibowitz, 1974, tab. 4-6\. В то же время она получила положительный коэффициент при переменной дохода родителей.

Вновь сошлюсь на Лейбовиц, которая обнаружила, что при контроле семейного окружения получаемые оценки влияния образования оказываются выше.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [ 18 ] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]