назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [ 14 ] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


14

практике оно иногда даже уводит в сторону от этих основополагающих факторов. Тем не менее в параграфе 3.3.7 предлагается более общий анализ, учитывающий многообразие форм человеческого капитала.

На рис. 3.1 по горизонтальной оси отложен объем инвестиций в человеческий капитал, для удобства измеряемый в стоимостных, а не в физических единицах. Поэтому равные отрезки на этой оси не обязательно соответствуют равному количеству физических единиц человеческого капитала.

Предельная норма отдачи, предельная ставка процента

-долл.

9 Со Инвестиции в человеческий капитал

Рис. 3.1. Кривые спроса и предложения

инвестиций в человеческий капитал;;;

Кривая D отражает предельные выгоды для отдельного человека (для простоты измеряемые нормой отдачи), получаемые им от каждого дополнительного доллара инвестиций. Она, как предполагается, соответствует его кривой спроса на человеческий капитал. Кривая S отражает эффективные предельные издержки, связанные с финансированием каждого дополнительно вложенного доллара (для простоты измеряемые ставкой процента). По сути, она представляет

предпринимается в настоящей работе. Это не только дает более строгое обоснование предположениям, высказанным в моей книге "Человеческий капитал", но и открывает путь к объяснению особенностей личного распределения доходов.

Х, в уравнениях (3-1) и (3-2) представляет собой заработки индивида, которые не связаны с инвестированным в него человеческим капиталом и поэтому, как можно предположить, практически не зависят от его текущих рещений. Прежде всего в развитых экономиках, где осуществляются масштабные вложения в образование, подготовку, неформальное обучение, здоровье и просто воспитание детей, но также, по-видимому, и в большинстве других стран, заработки, не связанные с инвестированием в человеческий капитал, составляют лишь незначительную долю от общей их величины. Из этого же исходят "развивающие" подходы к воспитанию детей, в рамках которых разнообразным вложениям в человека приписывается в конечном счете все, чего он достигает [см.: Mushkin, 1962]. Итак, имеются веские основания полагать, как это и делается в настоящей работе, что величина X, достаточно мала и что ею можно пренебречь. В любом случае наличие значительного X, лишь немногим усложнило бы наш анализ и легко могло бы быть в нем учтено.

Еще одна предпосылка, из которой я исхожу на протяжении большей части работы, заключается в предположении об однородности человеческого капитала. Имеется в виду, что в процессе производства любая его единица служит совершенным субститутом для любой другой и, следовательно, они обеспечивают одинаковое приращение заработков. Это, конечно, не исключает, что одни элементы человеческого капитала могут производиться при значительно более высоких издержках, чем другие. Очевидно, в ряде пунктов предпосылка об однородности человеческого капитала противоречит, причем достаточно сильно, представлению о той огромной роли, которая обычно приписывается качественным различиям в образовании, подготовке и профессиональных навыках. Я надеюсь показать, что, хотя с описательной точки зрения предположение о существовании таких различий является реалистичным и полезным, оно ничего не добавляет к пониманию базовых факторов, регулирующих распределение доходов. На



собой кривую Предложения капитала для этого человека. Если D располагается выше S, то предельная норма отдачи превосходит предельную ставку процента и доход можно увеличить, дополнительно инвестируя в человеческий капитал; когда же S располагается выше D, верно обратное. Следовательно, максимизация дохода достигается при инвестировании вплоть до точки, где D = S, обозначенной на рисунке буквой р, которой соответствуют суммарные вложения капитала в размере ОС.."Ej

3.2.2

Кривые спроса

Предельная норма отдачи зависит от распределения во времени предельных доходов и предельных издержек, связанных с осуществлением инвестиций: если доход от этих инвестиций остается постоянным на протяжении всего периода трудовой активности человека, то предельная норма отдачи фактически оказывается равна отношению между общей суммой доходов и общей суммой издержек. Поскольку весь человеческий капитал предполагается однородным, то даже при очень значительном относительном приросте капиталовложений у того или иного индивида влияние этого обстоятельства на общий объем человеческого капитала будет пренебрежимо мало. Следовательно, чтобы объяснить, почему кривые спроса на человеческий капитал на рис. 3.1 имеют отрицательный наклон, а не являются горизонтальными, необходимо проанализировать особенности процесса его накопления.

Важнейшей характеристикой, отличающей человеческий капитал от физического, является то, что он, по определению, воплощается, или материализуется, в личности самого инвестора. Эта вопло-щенность выступает главной причиной, из-за которой предельные выгоды от человеческого капитала убывают по мере его накопления. Одно из очевидных следствий подобной воплощенности состоит в том, что, поскольку память, физическая сила и т.д. у каждого инвестора ограничены, производство дополнительного человеческого капитала рано

или поздно починает характеризоваться убывающей доходностью-. Отсюда - рост предельных издержек; необходимых для получения дополнительного доллара дохода.

С воплощенностью человеческого капитала тесно связано и то, что ключевую роль в процессе его производства играет собственное время самого инвестора Значение собственного времени настолько велико, что прирост инвестиций в человеческий капитал чаще всего прямо соответствует приросту затрачиваемого на эти цели времени*: действительно, единственной общепринятой мерой объема полученного образования и подготовки служит число лет обучения, т.е. измеритель, полностью основывающийся на продолжительности затраченного времени. Оценки этих временнйх затрат производились для различных видов человеческого капитала, причем они оказались столь значительны, что для их обозначения был введен специальный термин "потерянные заработки" [см.: Schultz, I960].

Если бы эластичность замещения между собственным временем и учителями, книгами, всеми остальными ресурсами была бесконечной, то затрат собственного времени и отсрочки инвестиций (если не считать ограничений, налагаемых переменной В) можно было бы избежать без всяких потерь, аккумулируя сразу весь желаемый объем

Если

где h - количество единиц капитала, производимого индивидом в единицу времени,/- его производственная функция, /- его капиталовложения в долларах в единицу времени, а 5 - общий уровень его физических и умственных способностей, то тогда

Производственная функция из предыдущей сноски может быть дополнена следующим образом:

h =f(R, Т, В),

где R - уровень затрат прочих ресурсов, а Т- доля календарного времени, затрачиваемого индивидом на инвестирование в самого себя.

* Если горизонтальную ось на рис. 3.1 заменить осью, по которой откладывалось бы Инвестируемое время, то фафик стал бы почти идентичен тому, который используется в "австрийской" теории капитала при определении оптимального возраста для выращиваемых деревьев или выдерживаемого вина. Таким образом, главный вклад подхода австрийской школы в современную экономическую теорию заключается в его применимости к изучению инвестиций в человеческий капитал!,

Чсювечоское поведение



капитала путем полного замещения собственного времени прочими ресурсами. Если бы, напротив, замещение между ними было крайне несовершенным (что намного правдоподобнее), то тогда отказ от использования собственного времени приводил бы к повышению предельных издержек производства человеческого капитала и к ускоренному их росту по мере его накопления по сравнению с ситуацией, коща оно использовалось бы в оптимальном сочетании с затратами других ресурсов. А это означает, что накопление человеческого капитала неизбежно должно растягиваться на длительный отрезок календарного времени, именуемый инвестиционным периодом. Естественно предположить, что должны существовать оптимальные комбинации затрат различных факторов на протяжении оптимального инвестиционного периода, которые будут максимизировать приведенн}ао величину доходов от данного объема капиталовложений. Однако удлинение инвестиционного периода, обусловленное важностью собственного времени, может лишь ослабить убывание предельных вьпх)д по мере увеличения объема накапливаемого капитала но не устранит его полностью.

Во-первых, в условиях конечного срока жизни более поздние инвестиции неспособны приносить доход в течение того же времени, что и более ранние, и поэтому обычно общий выигрыш от них оказывается меньше. Этот эффект особенно важен для обществ с высоким уровнем смертности среди взрослого населения, тогда как для современных западных обществ с низким уровнем смертности он скорее всего не столь уж существенен. Ведь только если у человека впереди не менее двадцати лет активной трудовой жизни, сокращение ее продолжительности, скажем, на один год не будет оказывать заметного влияния на приведенную величину доходов [Becker, 1983, р. 47-48]. Во-вторых, у более поздних инвестиций отдача ниже, чем у более ранних, просто потому, что из-за отсрочки в получении приведенная величина чистых выгод от них (или прибыли) оказывается меньше (причем такое сокращение может быть весьма внушительным даже при отсрочке всего на несколько лет) [ibid, р. 72-75].

Третье соображение, возможно, имеет не меньшую значимость, хотя количественные оценки здесь пока отсутствуют Поскольку невозможно использовать собственное время в какой-либо деятельности, не "захватив" заодно и весь свой человеческий капитал, то получается, что наряду со временем он выступает фактором, участвующим в производстве дополнительного капитала. Первоначально, в юные годы, ценность времени невелика, а возможно, даже отрицательна, потому что пока дети не в школе либо не инвестируют в свой человеческий капитал каким-либо иным способом, с ними должны сидеть родители или другие взрослью*. Однако по мере продолжения инвестиций накопленный человеком капитал, как и затраты его времени, приобретают все большую ценность.

При прочих равных условиях возрастание ценности времени повышает предельные издержки более поздних инвестиций по сравнению с более ранними, поскольку на них начинает расходоваться более дорогое время. При любом данном приросте ценности времени по мере взросления человека относительные издержки более поздних инвестиций становятся тем больше, чем выше в этих издержках доля потерянных заработков и чем ниже эластичность замещения между собственным временем и затратами других факторов. Однако одно из условий, которое может оказываться "неравным", - это производительность времени. Использование большего запаса человеческого капитала способно обеспечивать больший объем выпуска не только тогда, когда речь идет о производстве обычных товаров, но и когда речь идет о дополнительном производстве самого человеческого капитала Предель-

Тот факт, что оптимальный объем человеческого капитала индивида достигается не сразу, часто используется для объяснения формы индивидуальной кривой спроса на человеческий капитал. О проблемах, возникающих из-за того, что оптимальный объем "нечеловеческого" капитала достигается не мгновенно, см. в [Jorgenson, 1967].

См. попытку оценить ценность таких услуг, обеспечиваемых начальными школами, в [Weisbrod, 1962].

Эта эластичность имеет значение, поскольку инвесторы могут пытаться экономить свое более дорогое время, замещая его прочими ресурсами. В самом общем виде подтверждением такого замещения в процессе образования может служить то, что у студентов-старшекурсников затраты прочих ресурсов в расчете на единицу времени оказываются выше, чем у студентов младших курсов. Однако эластичность замещения скорее всего не достигает единицы, Поскольку доля потерянных заработков в общих издержках растет по мере повышения уровня образования [см.; Schu/lz, 1960].

* Если Я представляет собой объем человеческого капитала, воплощенного в инвесторе, то производственная функция, приведенная в сноске 3, может быть дополнена за счет включения Я:

h = /(Л, Т, Я, В).

Производительность большего объема человеческого капитала означает, чтоЭА/ЭЯ должна быть положительной.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [ 14 ] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]