назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [ 106 ] [107] [108] [109] [110]


106

зяйства и др. Переворот, совершенный им в изучении рынка труда, был столь глубоким, что сегодняшнюю экономику труда с полным основанием можно называть "постбеккерианской".

Во многом благодаря именно работам Беккера сегодняшняя микроэкономическая теория выглядит принципиально иначе, чем три-четыре десятилетия назад. В 1987 г он избирался президентом Американской экономической ассоциации. Социологам его имя известно почти так же хорошо, как экономистам (а ведь отношения между двумя этими профессиональными сообществами издавна весьма напряженные).-

"Экономический подход к социальным вопросам" - так сам Беккер определяет суть своего научного поиска, плодотворность которого он продемонстрировал на примере таких внерыночных форм деятельности, как дискриминация, образование, политика, преступность, брак, планирование семьи, а также при объяснении иррационального и альтруистического поведения, казалось бы, вовсе уж чуждых "человеку экономическому". Коллеги, ученики и последователи Беккера распространили этот подход на еще более экзотические для традиционной экономической науки явления - от идеологических процессов и религиозной деятельности до суицидов и сексуальной активности.

Такая экспансия (или, как нередко выражаются, "экономический империализм") вдохновлялась представлением о принципиальной рациональности человеческого поведения. Предпосылка рациональности подразумевает, что оно целесообразно (ориентировано на получение будущих результатов) и согласовано во времени. Отталкиваясь от нее, Беккер широко раздвинул рамки неоклассической экономической теории, которая была осознана им как универсальный язык описания человеческого поведения, где бы и кем бы оно ни осуществлялось. Ее ключевые понятия - редкость, цена, альтернативные издержки и тп. - стали все активнее прилагаться к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин.

Естественно, что теоретические новации Беккера далеко не всегда ожидал благожелательный прием. Идея человеческого капитала, кажущаяся столь самоочевидной, была встречена в штыки педагогической общественностью, усмотревшей в ней умаление культурной ценности образования и низведение человека до уровня машины; острые споры разгорелись вокруг вывода, полученного на основе беккеровского анализа преступности, о том, что введение или расширение применения в западных странах смертной казни могло бы заметно понизить в них уровень убийств; резко критической была реакция многих демографов и экономистов на "Трактат о семье"; разработанный Беккером "экономический подход" к человеческому поведению также натолкнулся на непонимание со стороны представителей различных социальных дисциплин. И стойкость, с какой Беккер отстаивал свои концепции, может вызывать только уважение.

Небольшая статья не в состоянии отразить все богатство идей и подходов, выдвинутых этим блестящим экономистом, поэтому нам придется ограничиться беглым и весьма фрагментарным "путеводителем" по его основным работам.

Экономическая теория дискриминации

Самым первым опытом проникновения экономической теории в нетрадиционные для нее области стала книга "Экономика дискриминации"". Дискриминация, по Беккеру, порождается специфическими предпочтениями некоторых агентов, не желающих вступать в контакты с представителями другой расы, национальности, религии и тд. Предприниматели, работники и потребители могут проявлять озабоченность не только уровнем доходов, количеством и качеством товаров и услуг, достающихся им на рынк-е, нО и личностными характеристиками тех, от кого совместно с кем они их получают Исходя из этого Беккер посчитал необходимым ввести в стандартную целевую функцию экономических агентов еще один дополнительный параметр - "склонность к дискриминации" (taste for discrimination). Операциональной беккеровскую теорию делает признание того факта, что существование подобных склонностей неизбежно будет влиять на уровень и структуру рыночных цен. Для анализа этого влияния им были введены понятия индивидуального и рыночного коэффициентов дискриминации.

Индивидуальный коэффициент дискриминации отражает склонность к ней отдельного человека и показывает, чем он готов пожертвовать ради того, чтобы не вступать в отношения с представителями другой группы. Например, чтобы привлечь работников только своей расы, предприниматель будет вынужден предлагать им заработную плату выше рыночной. Это та "цена", которую ему придется уплачивать за следование своим предпочтениям. Отсюда следует, что такого рода предубеждения могут налагать издержки не только на дискриминируемых, но и на дискриминаторов.

Рыночный коэффициент дискриминации отражает ту часть неравенства в доходах между группами, которая не сводится к различиям в производительности и продолжительности их труда. Его величина помимо распределения и интенсивности самих антипатий зависит от степени конкурентности товарных рынков и рынка труда, доступности образования, политических механизмов и тд.

Однако, как показал Беккер, неравная оплата между мужчинами и женщинами, белыми и неграми - не единственный возможный исход дискриминации. Другой вариант - это сегрегация, когда каждая группа замыкается в себе, отказываясь от каких бы то ни было контактов с представителями другой группы. Если дискриминируемая группа достаточно велика количественно и не отличается от дискриминирующей группы по качественным характеристикам, то тогда возможно существование чисто сегрегированных фирм, так чтобы, скажем, в одних работали только белые, в других - только негры или в одних - только мужчины, в других - только женщины. В таком случае действие дискриминации на доходы было бы полностью нейтрализовано и работники равной производительности получали бы равную оплату независимо от пола или цвета кожи. Отсюда следовал важный вывод, что дискриминация на рынке оказывается действенной только тогда, когда из-за недостаточной квалификации дискриминируемого меньшинства невозможно создание фирм, которые специализировались бы на использовании исключительно их труда.

Becker G.S. The Economics of Discrimination. Chicago: Chicago University Press, 1957. (Главы 1 и 2 из этой книги печатаются как разд. 5 настоящего издания.)



Чтобы оценить воздействие дискриминации на благосостояние общества, Беккер воспользовался стандартной моделью международной торговли. Дискриминирующее большинство и дискриминируемое меньшинство уподобляются двум странам, между которыми возможен обмен факторами производства. Анализ, опирающийся на эту аналогию, опровергает многие устоявшиеся представления о дискриминации.

Первое: дискриминация означает снижение чистых доходов обеих групп, а не только дискриминируемого меньшинства. По замечанию Беккера, она эквивалентна установлению налога на вывоз капитала. Дискриминация ограничивает масштабы межгруппового "обмена", так что объем "экспорта" капитала ока;?ывается меньше, чем при режиме "свободной торговли". Следствием такого менее эффективного размещения ресурсов становится ухудшение экономического благосостояния всего общества в целом.

Второе: дискриминация по-разному воздействует на доходы от труда и капитала в группах большинства и меньшинства. Например, в случае расовой дискриминации выигрывать от нее будут белые работники и темнокожие владельца капитала, а проигрывать - темнокожие работники и белые владельцы капитала. Следовательно, расхожее мнение, будто рыночная дискриминация отвечает интересам капиталистов-дискриминаторов и насаждается именно ими, не соответствует действительности.

Третье: если бы меньшинство попыталось экономически полностью отгородиться отбольшинства (идея сегрегации) или стало проводить по отношению к нему политику ответной дискриминации, то этим бы ему ничего не удалось добиться. Напротив, его доходы сократились бы еще больше.

Каково будущее рыночной дискриминации в долгосрочной перспективе? На этот вопрос Беккер не давал однозначного ответа. Как было уже отмечено, у предпринимателя-дискриминатора издержки выше, чем у предпринимателя-недискриминатора. Поэтому рыночная конкуренция должна вести к ослаблению и в конечном счете к исчезновению данной формы дискриминации. Однако этот вывод неприложим к дискриминации, идущей от работников или потребителей. Ее эффективное преодоление достижимо только при условии возникновения полностью сегрегированных фирм и товарных рынков (если, конечно, не считать возможных сдвигов в самой структуре предпочтений экономических агентов).

Своей работой Беккер открыл совершенно новый раздел экономической науки, получивший впоследствии бурное развитие; публикации по экономической теории дискриминации исчисляются сейчас тысячами. Но, как вспоминал позднее сам Беккер, первоначально его книга прошла абсолютно не замеченной экономистами. Зато она привлекла внимание некоторых социологов, и с этого момента началось его тесное сотрудничество с факультетом социологии Чикагского университета, профессором которого он позднее стал.

Дальнейшее развитие этого направления исследований бьшо связано с выдвижением понятия "статистическая дискриминащм". Предприниматели могут предпочитать одну социальную группу другой не в силу психологической предубежденности, а по рациональным, как им кажется, соображениям. Если цвет кожи, по их мнению, коррелирует с уровнем производительности работников, то они могут, например, предоставлять темнокожим работникам только худшие места. Но тогда эта ограничительная практика будет действовать по принципу самосбывающегося прогноза: поскольку у представителей дискриминируемого меньшинства из-за нее ослабевают стимулы к инвестированию в свой человеческий капитал, постольку их производительность и в самом деле оказывается ниже.

Теория человеческого капитала

Классикой современной экономической мысли стала следующая крупная работа Беккера "Человеческий капитал". Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем (его коллегой по Чикагскому университету), разработка микроэкономических оснований этой теории была дана в бек-керовском фундаментальном труде. Сформулированная в нем модель стала основой для всех последующих исследований в этой области.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Его главная особенность заключается в неотделимости от личности своего носителя. Этим он отличается от физического капитала. Поскольку в современных обществах купля-продажа людей является противозаконной, для человеческого капитала не существует явных рынков и на него не устанавливается явных денежных цен (такое было бы возможно только в условиях рабовладения). В этих обществах функционирует лишь рынок "арендных" сделок с человеческим капиталом, на котором осуществляется его наем на тот или иной ограниченный период времени (соответственно заработная плата выступает как "арендная" плата за пользование чужим человеческим капиталом).

Инвестициями в человеческий капитал могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Затраты на его формирование представляют собой инвестиции, поскольку они предполагают перемещение ресурсов из настоящего в будущее: инвестор (например, учащийся) жертвует частью дохода сегодня ради получения более высокого дохода завтра.

Отправным пунктом для Беккера служило представление, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и тд.). В зависимости оттого, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании.

Помимо теоретического обоснования Беккер первым осуществил и практический, статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. В составе издержек обучения в качестве главного элемента выделялись "потерянные заработки", те. доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, потерянные заработки измеряют цен-

Вескег G.S. Human Capital. N.Y: Columbia University Press, 1964. (Глава 2 из этой книги печатается как разд. 2 настоящего издания.)



ность времени учащихся, затраченного на формирование их человеческого капитала.) Сопоставление выгод и издержек образования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера получалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15%, превышающем показатели прибыльности для большинства фирм. Это подтверждало его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.

Огромное теоретическое значение имело введенное Беккером различение между специфическими и общими инвестициями в человека (и шире - между общими и специфическими ресурсами). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены (например, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм (обучение работе на персональном компьютере). Беккер показал, что общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда, стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, и им же поэтому достается доход от нее. Ведь если бы ее финансирование шло за счет фирм, они всякий раз при увольнении таких работников лишались бы своих вложений, воплощенных в их личности. Наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и им же достается доход от нее, так как в противном случае при увольнении по инициативе фирм потери несли бы работники.

Это различие между общими и специфическими ресурсами позднее легло в основу современной теории фирмы*. Фирма определяется в ней как коалиция "взаимоспецифических ресурсов", те. ресурсов, которым нельзя подыскать готовой замены на рынке и которые поэтому в тандеме способны произвести больше, чем в комбинации с любыми другими ресурсами. Скажем, работник, много лет прослуживший у одного предпринимателя и накопивший большой запас специфического человеческого капитала, не может рассчитывать на столь же высокую заработную плату в других местах, но и для предпринимателя он представляет ббльшую ценность, чем новичок, которого можно найти на рынке. Фирма возникает как ответ на подобную ситуацию двусторонней монополии, чтобы обезопасить участников от недобросовестного поведения противной стороны и придать их отношениям устойчивый, долговременный характер. Понятие "специфический человеческий капитал" помогает уяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном месте Текучесть ниже и почему заполнение вакансий происходит в фирмах в основном за сгет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов на внешнем рынке.

Не будет преувеличением сказать, что "Человеческий капитал" произвел настоящий переворот в экономике труда, стоявшей всегда в экономической теории несколько особняком. Отметим только три наиболее принципиальных момента: переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл (пожизненные заработки); выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. В рамках теории человеческого капи-

Williamson О. The Economic Institutions of Capitalism: Finns, Markets, Relational Contracting. N.Y.: Free Press, 1985.

тала получали объяснение структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения.

Продолжение исследований по проблемам человеческого капитала вскоре привело Беккера к формулировке простой и по сути универсальной модели распределения личных доходов. Для этого он обратился к аппарату кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал. Выведенная им индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон: длительное обучение часто сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; чем больше уже накоплено учащимися человеческого капитала, тем дороже обходится ему потеря заработков; поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; с увеличением объема вложений повышается степень риска. Правда, существует и контртенденция, которая на определенном участке может менять наклон этой кривой на положительный: ведь полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником и, значит, может облегчать и ускорять накопление новых знаний. Чем одареннее человек, тем выше расположена кривая спроса (те. при тех же затратах он способен приобретать больший объем знаний и навыков).

Кривая предложения, показывающая, во что обходится финансирование дополнительной единицы человеческого капитала, имеет отрицательный наклон. Рациональный инвестор будет переходить от самых дешевых финансовых источников к более дорогостоящим - от средств родителей и родственников (процент по ним равен для него нулю) к льготным займам от колледжей и университетов и, наконец, к банковским ссудам или сокращению потребления. Чем больше финансовые возможности учащегося и его семьи, тем ниже будет расположена его кривая предложения.

Неравенство в распределении человеческого капитала, а значит и заработков, может порождаться как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Причем разброс в кривых спроса, как показал Беккер, будет приводить к более глубокому неравенству, чем разброс в кривых предложения. Но особенно неравномерной структура заработков окажется в случае "положительной" корреляции между этими кривыми, когда выходцы из богатых семей будут обладать в среднем и лучшими способностями.

Важно, что предложенная Беккером модель охватывает неравенство доходов не только от труда (по существу от человеческого капитала), но и от собственности (от приобретенных, а также полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в

* Becker G.S. Human Capital and the Personal Distribution of Income: An Analytical Approach Becker G.S. Human Capital. 2"" ed. N.Y.; Columbia University Press, 1975. P 94-144. (Cm. наст, изд., разд. 3.)

Беккер выделил два возможных подхода в образовательной политике государства - "эгалитарный" и "элитарный". В первом случае осиовиой упор делается иа детей, находящихся в худших социально-экономических условиях, во втором - на наиболее одаренных.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [ 106 ] [107] [108] [109] [110]