назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [ 27 ]


27

I РАЗДЕЛ II. IHflflCBICIdlE ЯРИЕЛЕМЫ ВТРЬНЫХ СВЦЯАЛЬНЫХ Н МДННШАЫХ ИДЯ

научных парадигм имеют достаточно глубокие эпистемологические корни - в этих условиях вопрос о взаимопонимании и профессиональном общении внутри научного сообщества приобретает совершенно новое звучание, вырастая в одну из главных проблем функционирования науки. Соответственно, распространение и культивирование в среде экономистов принципов Sprachethik станет, возможно, одной из приоритетных задач экономической методологии.

Речь идет о простых, но далеко не всегда соблюдаемых на практике правилах поведения, таких, как: не лги; будь внимателен к собеседнику; не высмеивай оппонента; сотрудничай; не кричи; не мешай говорить другим; будь открытым к альтернативным взглядам; объясняй свою позицию, когда тебя об этом просят; не прибегай к насилию или тайному сговору в помощь своим идеям.

6.5. Замюченке

Сегодня можно констатировать, что после трех десятилетий неуклонного усиления масштабов и глубины фи-лософско-экономических исследований экономическая методология сложилась в новую субдисциплину современной экономической науки. В основе этого явления лежат объективные процессы дифференциации и профессионализации экономической науки, тенденции к усложнению и даже фрагментации экономического знания. Возникла реальная потребность в укреплении таких элементов экономического знания и институтов научного сообщества, которые подл,ерживают механизмы внутри-научной коммуникации, обеспечивают взаимопонимание между экономистами разных специализаций и научных направлений.

Профессионализация экономической методологии внесла существенные изменения в характер взаимоотношений между методологами и специалистами в конкретных областях экономической науки. Прежний тип отношений, когда в роли методологов выступали, как правило, видные экономисты-исследователи, не-

8 См.: McCIoskey D. Knowledge and Persuasion in Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.



редко принимавшие на себя функцию арбитра в научных спорах, а сама методология воспринималась как набор предписаний относительного того, как следует вести научное исследование - этот тип отношений, по-видимому, уходит в прошлое. Сегодня экономист-методолог - это прежде всего специалист, изучающий состояние и эволюцию системы научных знаний, практику функционирования и тенденции развития экономической науки как сложного общественного института. Экономист-методолог не может заменить профессионала в конкретной области теории или прикладного знания. Но точно так же и специалист-кон-кретник не может заменить методолога-профессионала в области его компетенции. Методолог призван выявлять узкие места в сложившейся системе научных знаний и механизме воспроизводства научного сообщества; способствовать взаимопониманию и диалогу между учеными в условиях теоретического и методологического плюрализма; содействовать междисциплинарным контактам экономистов; выявлять и поддерживать перспективные научные подходы, в особенности на стыках научных дисциплин и теоретических школ; культивировать этику научного общения; обсуждать общие проблемы состояния и перспектив развития экономической науки в современном и будущем обществе.

Литература

Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ. М.: Наука, 2005.

Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М.: НО «Журнал Вопросы экономики», 2004.

Кейнсъ Д.Н. Предметъ и Методъ Политической Эконом1и. М., 1899.

Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз. М.: Наука, 1991.

Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997.



Макашева Н.А. Несколько слов о методологии История экономических учений / Под ред. В. Автономова и др. М.: Инфра-М, 2000.

Отмахов П.А. Современные концепции метода экономической на>гки История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Инфра-М, 1998.

Панорама экономической мысли конца XX в. / Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини и И. Стюарта. Раздел 1.: Методологические перспективы. СПб.: Экономическая школа, 2002.

Поланьи К. Аристотель открывает экономику Истоки. Экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

Полтерович В.М. Кризис экономической теории Экономическая наука современной России. Вып. 1. 1998. № 1.

Роббинс Л. Предмет экономической науки THESIS, 1993. Вып. 1.

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки THESIS, 1994. Вып. 4.

Шкредов В.П. Превращение политической экономии в диалектическую науку Первоначальный вариант «Капитала». М.: Политиздат, 1987.

Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. СПб.: Экономическая школа, 2001.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [ 27 ]