назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [ 21 ] [22] [23] [24] [25] [26] [27]


21

I рйздед ii. титш тшы отдельных свцшьиых н гумйнитйрйых ип

приемы, которые призваны подкрепить позицию авторов за счет литературной формы ее представления читателю.

Резонанс вокруг работ МакКлоски открыл путь целому спектру новых подходов к анализу экономической науки, отразивших - прямо или косвенно - влияние постмодернистских тенденций в западной культуре второй половины XX в. Постмодернизм как общекультурное явление оказал неоднозначное влияние на методологию общественных наук. В позитивном плане постмодернизм стимулировал новый виток старого спора между универсализмом и рел5ггивизмом в подходе к научному знанию. Универсалисты исходят из того, что функция науки состоит в познании всеобщих законов природы и общества, что процесс такого познания кумулятивен и подчинен собственной внутренней логике. Отсюда делается вывод что наука может и должна рассматриваться как в значительной степени автономная сфера деятельности. Релятивисты, напротив, акцентируют относительность научного знания, его культурно-историческую обусловленность. В этом споре постмодернизм продолжил и предельно радикализировал релятивистскую линию в послевоенной философии и методологии науки, связанную с именами В. Куайна, Т. Куна и, П. Фейерабенда. Причем в отличие от релятивизма в гуманитарно-научном знании XIX в., который покоился на идее историзма (соответственно, изменчивости) объекта познания, релятивизм XX в. перенес центр тяжести на неустранимую ограниченность и специфичность субъекта познания. В такой форме рел5ггивизм стал приложим к любым наукам, не только общественным.

Если Кун показал, что ученый воспринимает объект своего исследования не непосредственно, а с помощью парадигмы как выражения коллективного сознания конкретного научного сообщества, то постмодернисты разложили саму парадигму на составляющие, или, если воспользоваться постмодернистским термином, подвергли ее деконструкции. В результате то, что у Куна было своего рода «линзой», фокусирующей взгляд исследователя, у постмодернистов оказалось целой системой «фильтров», корректирующих, деформирующих и, в конечном счете, конструирующих образ изучаемого объекта (см. схемы 1 и 2).



теория

эмпирия

Ученый и парадигма

Схема 1

субъект познания (научное сообщество)

парадигма

Схема 2

«Фильтры» в познаниии

онтологический фильтр

методологический фильтр

субъект познания

субъект познания - -

субъект познания

языковый риторический фильтрфильтр



I mm ii. швсАшскиЕ тшты отдельных свцшьных и шмйнитйрных наш

в.2. Эпистемологические фильтры в экономическом пезиапии

Действие таких эпистемологических «фильтров» основано прежде всего на функциях языка. Язык - непременный посредник практически в любой научной деятельности. Но вопреки распространенному мнению, это вовсе не нейтральный посредник, полно и без искажений выражающий и передающий мысль. Язык-посредник имеет достаточно сложную структуру- можно выделить, по меньшей мере, три качественно разнородных слоя языкового опосредования в экономическом познании и связанные с ними эпистемологические «фильтры»:

-естественный (общекультурный) язык как средство описания экономических явлений в повседневной жизни - ему соответствует собственно языковый фильтр;

-терминология экономической науки как инструмент научного описания экономической реальности - ей соответствует онтологический фильтр;

-внешнее, прежде всего литературное, оформление экономических текстов и, соответственно, риторический фильтр;

-наконец, наряду с языком, еще одним посредником в познании выступает метод - основа методологического фильтра.

Фильтр естественного языка - фактор общекультурный и в силу этого внешний для экономической науки и от нее не зависимый. Одна их функций научной терминологии - как раз ослабление зависимости науки от многозначности слов естественного языка. Для экономиста естественный язык может бьггь объектом изучения. Так, для экономической антропологии несомненный интерес представляет сравнительный анализ национальных языков в части, описывающей хозяйственные явления. Такой анализ способен выявлять различия в экономической культуре разных эпох и народов.

Два других фильтра действует внутри самой науки. Они не только опосредуют деятельность ученого, но и сами формируются в этой деятельности. Язык здесь инструментален, причем и сами языковые средства, и

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [ 21 ] [22] [23] [24] [25] [26] [27]