назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [ 204 ] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227]


204

Таблица 34.2. Отношение рыночной цены акций к их балансовой стоимости для 28 компаний, учитываемых ицдексом Доу-Джонса за 1971 и 1985 гг.

Средняя

Средняя

Цена к балан-

Цена к балан-

балансовая

цена,

совой стоимости.

совой стоимости,

стоимость,

1985 г.

1985 г. (в %)

1971 г. (в %)

1985 г. (в дол.)

(в дол.)

Allied Signal

33,00

40,95

124,1

99,5

Alcoa

40,12

35,30

88,0

95,5

American

22,80

28,80

126,3

91,7

American

Express

21,59

45,45

210,5

460,9

Bethlehem

Steel

17,58

16,80

95,6

54,8

Boeing

26,73

44,50

166,5

50,3

Chevron

44,31

35,05

79,1

97,2

Coca-Cola

7,40

24,55

331,8

835,0

DuPont

50,84

58,50

115,1

238,8

Eastman

Kodak

29,82

47,20

158,3

571,8

Exxon

38,33

50,20

131,0

144,6

General

Electric

29,07

64,75

222,7

368,0

General

Motors

83,74

75,15

89,7

248,9

Goodyear

31,11

28,55 138,10

91,8

156,7

47,61

290,1

564,3

International

Paper

66,32

51,05

77,0

142,9

McDonalds

15,91

44,20

277,8

757,1

Merck

18,21

57,05

313,3

800,3

Minnesota

M&M

33,94

82,60

243,4

532,0

Philip Morris

18,35

41,80

227,8

276,1

Procter &

Gamble

30,96

61,10

197,4

400,2

Scars,

Roebuck

30,64

36,00

117,5

342,9

Texaco

56,10

33,65

60,0

139,6

Union Caibide

21,56

18,15

84,2

146,3

United

Technologies

30,81

40,50

131,5

83,3

44,58

28,70

64,4

47,0

Westinghouse

Electric

21,22

36,10

170,1

202,5

Woolworth

17,57

24,80

141,1

168,0

Примечание. Компании AT&T и Navistar исключены сопоставимости.

Источник: Value Line, Inc. The Value Line Investment Survey,

в силу недостаточной 1987, January 9 - April 3.



величина отношения цены рыночной акций к их балансовой стоимости для 28 компаний уменьшилась от 290% в 1971 до 164% в 1985 г.

Чистые активы в восприятии фондового рынка

Роль активов в частном бизнесе

Фактор активов имеет первостепенное значение при оценке большинства частных предприятий. Зачастую у частных собственников просто нет лучшего измерителя стоимости предприятия, чем балансовая стоимость его активов. Поэтому частные собственники, как правило, начинают и заканчивают именно этим показателем и все корректировки тогда сводятся к приплюсовыванию консервативно оцененной репутации.

Котируемые на бирже обыкновенные акции

Эта процедура не соблюдается при оценке котируемых на бирже обыкновенных акций. Но на основе изучения действительного поведения акций на рынке можно сделать вывод о взаимосвязи оценки материальных активов и репутации. Основные коэффициенты прямо противоположны тем, которые используют в случае частных предприятий. Так и должно было быть, если исходить из правдоподобного предположения, что величина рыночного мультипликатора для обыкновенных акций изменяется более или менее пропорционально проценту прибыльности на собственный капитал, иными словами: акции с высокими значениями доходности на собственный капитал имеют более высокое значение отношения цены акции к прибыли на акцию. Соответствую-шие выкладки приведены в таблице 34.3, которая основана на ряде сильно упрощенных предположений.

Таблица 34.3 отражает происходящее на рынке, на котором 10-процентная прибыль достаточна для того, чтобы акции продавались по их балансовой стоимости. Более высокая прибыль получает от рынка премию - надбавку за репутацию, то есть рыночная цена отражает нематериальные активы, не показываемые в составе материального собственного капитала. Наиболее существенным фактором является отрицательная репутация (отношение потенциальных инвесторов, а не потенциальных потребителей продукции предприятия), создаваемая низкой прибыльностью компании С. Иными словами, компании с низкой доходностью на вложенный капитал обычно продаются со скидкой от стоимости активов.

Прибыльность или будущий рост. Читатель может возразить, что выведение величины мультипликатора исключительно из уровня прибыльности собственного капитала противоречит нашим же повторяющимся



Компания а

Компания в

Компания С

Материальных активов

на акцию (в дол.)

Прибыльность собственного

капитала (в %)

Предполагаемый

мультипликатор прибыли

Рыночная цена

Цена репутации

Прибыль, соотносимая с:

материальными активами

@ 10% (в дол.)

репутацией @ плюс

или минус 5%

Прибыль, всего (в дол.)

утверждениям, что величина мультипликаторов фондового рынка определяется прежде всего ожидаемыми темпами будущего роста. Но это только видимость противоречия, поскольку обычно высокая прибыльность и хорошие перспективы роста проявляются одновременно.

Активы как отрицательный фактор стоимости. Вычисления в таблице 34.3 вызывают и более серьезное возражение, поскольку, чем больше активов, тем они меньше стоят, то есть некоторым образом часть активов обращается в пассивы (обязательства). Ведь если бы компания С имела не 100 дол. собственных средств на акцию, а 57 дол., значит, ее прибыль на собственный капитал была бы 14%, а не 8%, а потому и мультипликатор был бы как у компании В - 13 х, и цена за акцию 104 дол., а не 64 дол. Означает ли это, что дополнительные 43 дол. активов на акцию компании Сив самом деле действуют как отрицательный фактор или виртуальный пассив с ценой не менее чем 40 дол.? А если так, то разве компания С не может уценить свои активы и росчерком пера существенно повысить свою прибыльность и, к радости своих акционеров, добавить 47% к цене своих акций?

Идея, пожалуй, очень заманчивая, но по большей части не практичная. Вряд ли можно такими явно наглыми финансовыми финтами

Такого рода вещи действительно учиняли в 1930-х годах некоторые компании, которые уценивали стоимость зданий и оборудования до 1 дол. Правда, они при этом стремились к тому, чтобы избавиться от амортизационных отчислений.

Таблица 34.3. Гипотетическое влияние балансовой стоимости на цены акций

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [ 204 ] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227]