назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [ 134 ] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227]


134

Семь цепей продовольственных магазинов

Таблицы коэффициентов

Чтобы продемонстрировать разные методы анализа, их относительные достоинства и недостатки, мы подготовили несколько таблиц коэффициентов, рассчитанных для семи цепей продовольственных магазинов. Мы выбрали для иллюстрации именно цепи продовольственных магазинов по двум причинам: относительно высокая однородность этих предприятий плюс каждый знаком с ними. В список попали очень большие и очень малые компании. Часть из них очень прибыльна, часть - малоприбыльна. Качественные характеристики компаний также различны.

Корректировка данных по эксплутационной аренде

При подготовке данных для анализа мы провели корректировки в соответствии с рекомендациями, изложенными в главах 10-19. Бьши рассчитаны фафики платежей по эксплуатационной аренде, и соответствующие суммы были дисконтированы по ставке 10%. Полученная таким образом текущая стоимость была капитализирована как актив и

чего исходные ресурсы обрабатывают, меняют их форму, транспортируют в другое место и т.п., чтобы сделать продукцию или услуги более нужными и полезными.

Таким образом, аналитик должен разобраться в природе отрасли, в которой компания работает и конкурирует. Нужно понять, что такое конкуренты компании, поскольку они составляют важную часть среды, в которой компания работает. Обычно аналитики сопоставляют подобные, например отраслевые, акции, у которых больше сходства друг с другом, чем с рынком в целом.

Прежде чем переходить к оценкам акций, аналитик должен определить, какие компании являются первыми, а какие - последними в своих фуппах и почему. Очень полезно построить «нормальные», или средние, показатели для фуппы в целом, чтобы было с чем сравнивать каждую отдельную компанию. Поскольку компании отличаются по величине, самым распространенным методом измерения результатов для отдельных компаний и отраслей в целом стал анализ коэффициентов. Целью этой главы является демонстрация достоинств и недостатков использования средних, индексов и других статистических инструментов.

Не такой уж легкий труд подготовить данные для анализа, так, чтобы обеспечить сопоставимость их во времени и возможность сравнения разных компаний. К тому же выведение отраслевых средних, которое нужно для оценки и сопоставления компаний, наталкивается на определенные технические трудности.



как обязательства по аренде. Текущая стоимость будущих платежей представляет собой основную сумму займа, а остальные арендные платежи - процент. Было принято, что отнощение этой процентной составляющей к общей сумме арендных платежей есть величина постоянная, а потому процентные платежи по эксплуатационной аренде за любой год вычислялись как произведение этой константы на сумму арендных платежей за соответствующий год. Благодаря этим корректировкам показатели доходности капитала и обеспеченности балансовой стоимости обыкновенных акций активами стали более сопоставимыми, чем если бы мы не осуществили капитализацию аренды. Это, бесспорно, вносит искажение в абсолютные значения показателей, так как величина ставки дисконтирования представляет собой оценку, но поскольку искажение для всех компаний происходит в одном направлении, относительная картина стала более достоверной.

Запасы по методу ФИФО

На начало изучаемого 10-летнего периода только меньшая часть компаний использовала учет по методу ЛИФО, но в конце периода на этот метод перешли все семь. Поскольку это делает несопоставимыми данные на начало и на конец периода, а информации, чтобы пересчитать все данные по методу ЛИФО, у нас не было, мы преобразовали все данные учета запасов в соответствии с методом ФИФО.

Другие корректировки

После капитализации процент был включен в состав издержек, а соответствующие амортизационные списания и налоговые последствия были удалены. Небольшое число необычных и неповторяющихся статей и соответствующие налоги были удалены либо сдвинуты на другие годы. Стоимость репутации и соответствующие амортизационные отчисления были удалены. Только для одной компании нужно было внести поправки на изменение валютных курсов, но мы не располагали информацией, необходимой для осуществления корректировки.

Если не считать капитализации эксплутационной аренды, большинство других требуемых корректировок были столь незначительны, что ими можно было бы пренебречь. Но аналитик редко знает заранее, до завершения расчетов, будет ли общая сумма поправок достаточно велика, чтобы оправдать усилия на осуществление перерасчетов.

Отрасль изменяется

Несколько десятилетий назад все цепи продовольственных магазинов большей частью были похожи друга на друга. Чтобы выяснить причины различий в уровне прибыли, в росте сбыта и т.п., использовали набор



Прибыльность

Коэффициенты прибыльности

Таблица 22.1 содержит обычные показатели прибыльности для семи цепей продовольственных магазинов. Мы еще раз подчеркиваем, что, по нашему мнению, процент прибыли на полный капитал есть лучший измеритель успеха для любой компании и должен быть исходной точкой анализа. Поскольку мы предпочитаем инвестиции в обыкновенные акции, а не в облигации, таблица содержит также данные о собственном капитале каждой из семи компаний. Рассчитаны средние за пятилетние периоды - 1976-1980 и 1981-1985 гг.

Технические вопросы

Взвешенные или невзвешенные средние? По поводу таблицы возникает первый из технических вопросов, связанных с вычислением средних по отрасли. Чтобы рассчитать средние по отрасли, можно составить сводный отраслевой баланс и сводный отчет о прибылях и убытках и на их основании получить средние значения коэффициентов за каждый год. Преимущество такого подхода в том, что он открывает возможности для сравнения отраслей. Такой метод агрегирования информации позволяет работать с любыми отраслями, состоящими как из множества мелких фирм, так и из небольшого числа очень крупных, либо из смеси тех и других.

стандартизированных коэффициентов. При этом использовали такого рода данные: объем продаж на один магазин, площадь торговых залов на один магазин, объем продаж с одного квадратного фута торговой площади и т.п. Позднее почти все цепи продовольственных магазинов начали торговать лекарствами; при этом одни покупали аптеки, а другие заводили соответствующие торговые отделы в магазинах общего назначения. Некоторые магазины превратились в универсамы, предлагающие покупателям 20 тыс. наименований товаров (30 лет назад - только 10 тыс. наименований). На смену старомодным внутриквартальным супермаркетам пришли гигантские магазины в составе торговых центров, занимающие площадь более чем полгектара, предлагающие покупателям, помимо прочего, дачную и садовую мебель, электроинструменты и множество видов видеотехники. Продажи с одного квадратного фута площади перестали быть уж очень полезным показателем при сопоставлении компании, которая работает с понедельника по субботу, с другой, которая торгует круглосуточно 365 дней в году. Коэффициенты по-прежнему довольно полезны, но аналитику нужно много всего раскопать, чтобы понять, в чем причины успеха или неудачи цепи магазинов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [ 134 ] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227]