Эти данные полезны, когда нужно проводить сравнительный анализ и при вычислении влияния изменений цен и издержек на конкретную компанию.
Некоторые показатели производительности оборудования и коэффициенты использования мощностей нужно использовать с осторожностью. В текстильной промыщденности показатель загрузки мощностей вычислялся исходя из двухсменной работы за вычетом выходных и праздничных дней. В военное время промыщденность обычно работает 24 ч в сутки 7 дней в неделю, в силу чего действительная производственная мощность почти удваивается по сравнению с мирным временем.
В добыче угля долгое время показателем эффективности работы шахты считали число тонн угля, добываемых шахтером за одну смену. В начале 1980-х годов было проведено исследование того, как компании рассчитывают этот показатель. Выявились значительные разбросы в методах вычислений. Некоторые компании учитывали при этом только труд подземных рабочих и не включали в расчет начальников смен, инспекторов и др. Другие компании учитывали труд всех, имеющих отношение к добыче угля, включая тех, кто осуществляет сортировку, транспортировку, надсмотр и т.п. Когда показатель был пересчитан по одной методологии, оказалось, что некоторые шахты, считавшиеся самыми эффективными в отрасли, в действительности имеют очень плачевные показатели.
В течение многих лет для сопоставления эффективности предприятий розничной торговли использовали показатель «объем продаж на один квадратный фут торговых площадей». Здесь также возможны проблемы, связанные с тем, какие помещения включать в состав торговых залов, а какие - нет. И если приходится иметь дело с цепями продовольственных магазинов, торгующих круглосуточно 7 дней в неделю, к показателю реализации с одного квадратного фута нужно относиться с большой осторожностью.
Вилы продукции
Многие компании производят достаточно разнообразный ассортимент продукции. Понятно, что аналитику следует разобраться в структуре производства - как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Сегодня компании предоставляют достаточно детальные данные о структуре продукции, хотя методы распределения накладных расходов редко бывают вполне сопоставимыми. В типичном случае для каждой важной группы продукции существует информация о:
•объеме продаж;
•прибыли от производства;
•доле участия в прибыли зависимых компаний;
•величине активов на конец года;
•инвестициях в зависимые компании;
•амортизационных расходах;
•вложениях в основные средства.
Концентрация и географическая структура сбыта
Чем больше число потребителей, тем более надежным считается положение производителя. Ситуация, когда у компании есть один-два крупных потребителя, обычно встречается у производителей автомобильных компонентов, у поставшиков Министерства обороны и у компаний, обслуживаюших цепные магазины или распространяюших товары по почте. Большие удачливые компании обычно сбывают часть своей продукции за границей, но если зависимость от экспорта велика, а особенно если экспорт осушествляется в одну географическую зону, то перед нами дополнительный источник риска. Все это аналитик должен учитывать, и значение, придаваемое им тем или иным факторам, определяется только его личным суждением.
Глава 22
Использование коэффициентов в отраслевом анализе
Сопоставление с группами компаний
Ценные бумаги нельзя ни анализировать, ни оценивать по отдельности. Чтобы определить привлекательность и характеристики отдельных выпусков ценных бумаг, нужно сравнить компанию с другими похожими компаниями и с акциями в целом. Обычно используют следующие фуппировки компаний:
•по традиционным отраслевым группам, таким, как производство безалкогольных напитков или автомобилей;
•по экономическим секторам - производство потребительских товаров длительного пользования;
•по чувствительности к определенным факторам, таким, как ставка процента;
•по секторам рынка - дещевые акции или растущие акции.
Прежде чем приступать к прогнозу, нужно понять, как именно компания зарабатывает деньги. Источником прибыли является стоимость, добавленная к исходным ресурсам (труд, сырье и пр.). Добавленная стоимость возникает в результате повыщения полезности, для