назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [ 133 ] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227]


133

Эти данные полезны, когда нужно проводить сравнительный анализ и при вычислении влияния изменений цен и издержек на конкретную компанию.

Некоторые показатели производительности оборудования и коэффициенты использования мощностей нужно использовать с осторожностью. В текстильной промыщденности показатель загрузки мощностей вычислялся исходя из двухсменной работы за вычетом выходных и праздничных дней. В военное время промыщденность обычно работает 24 ч в сутки 7 дней в неделю, в силу чего действительная производственная мощность почти удваивается по сравнению с мирным временем.

В добыче угля долгое время показателем эффективности работы шахты считали число тонн угля, добываемых шахтером за одну смену. В начале 1980-х годов было проведено исследование того, как компании рассчитывают этот показатель. Выявились значительные разбросы в методах вычислений. Некоторые компании учитывали при этом только труд подземных рабочих и не включали в расчет начальников смен, инспекторов и др. Другие компании учитывали труд всех, имеющих отношение к добыче угля, включая тех, кто осуществляет сортировку, транспортировку, надсмотр и т.п. Когда показатель был пересчитан по одной методологии, оказалось, что некоторые шахты, считавшиеся самыми эффективными в отрасли, в действительности имеют очень плачевные показатели.

В течение многих лет для сопоставления эффективности предприятий розничной торговли использовали показатель «объем продаж на один квадратный фут торговых площадей». Здесь также возможны проблемы, связанные с тем, какие помещения включать в состав торговых залов, а какие - нет. И если приходится иметь дело с цепями продовольственных магазинов, торгующих круглосуточно 7 дней в неделю, к показателю реализации с одного квадратного фута нужно относиться с большой осторожностью.

Вилы продукции

Многие компании производят достаточно разнообразный ассортимент продукции. Понятно, что аналитику следует разобраться в структуре производства - как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Сегодня компании предоставляют достаточно детальные данные о структуре продукции, хотя методы распределения накладных расходов редко бывают вполне сопоставимыми. В типичном случае для каждой важной группы продукции существует информация о:

•объеме продаж;

•прибыли от производства;

•доле участия в прибыли зависимых компаний;

•величине активов на конец года;



•инвестициях в зависимые компании;

•амортизационных расходах;

•вложениях в основные средства.

Концентрация и географическая структура сбыта

Чем больше число потребителей, тем более надежным считается положение производителя. Ситуация, когда у компании есть один-два крупных потребителя, обычно встречается у производителей автомобильных компонентов, у поставшиков Министерства обороны и у компаний, обслуживаюших цепные магазины или распространяюших товары по почте. Большие удачливые компании обычно сбывают часть своей продукции за границей, но если зависимость от экспорта велика, а особенно если экспорт осушествляется в одну географическую зону, то перед нами дополнительный источник риска. Все это аналитик должен учитывать, и значение, придаваемое им тем или иным факторам, определяется только его личным суждением.



Глава 22

Использование коэффициентов в отраслевом анализе

Сопоставление с группами компаний

Ценные бумаги нельзя ни анализировать, ни оценивать по отдельности. Чтобы определить привлекательность и характеристики отдельных выпусков ценных бумаг, нужно сравнить компанию с другими похожими компаниями и с акциями в целом. Обычно используют следующие фуппировки компаний:

•по традиционным отраслевым группам, таким, как производство безалкогольных напитков или автомобилей;

•по экономическим секторам - производство потребительских товаров длительного пользования;

•по чувствительности к определенным факторам, таким, как ставка процента;

•по секторам рынка - дещевые акции или растущие акции.

Прежде чем приступать к прогнозу, нужно понять, как именно компания зарабатывает деньги. Источником прибыли является стоимость, добавленная к исходным ресурсам (труд, сырье и пр.). Добавленная стоимость возникает в результате повыщения полезности, для

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [ 133 ] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227]