•соотношение роста цен на автомобили и общего уровня инфляции;
•цены на подержанные автомобили и коэффициенты выбытия;
•средний возраст используемых автомобилей и цикл обновления парка машин;
•тенденции цен на материалы и труд.
Нужно учесть и факторы, важные для компании:
•диверсификация производства за пределы автомобилестроения;
•ассортимент продукции и географический разброс производственных мощностей;
•освоение новой продукции и динамика доли рынка, принадлежащего компании;
•динамика прибьшьности;
•раооды на амортизацию и обновление оборудования;
•непроизводственные источники дохода (например, участие в собственности филиалов и дочерних компаний);
•характеристики баланса: уровень кредиторской задолженности, выкуп собственных акций, размещение новых акций;
•возможность изменения ставки налогов;
•изменения в системе управления или смещение акцентов управления (например, программа сильного сокращения расходов).
Прибыль от основной деятельности. Данные о прибылях необходимы для анализа компании и построения прогнозов. Из таблицы 3.1 видно, что в 1985 г. компания General Motors получила от основной деятельности 4,2 млрд дол. прибьши. После учета дохода от участия в собственности неконсолидированных филиалов и дочерних структур, иных доходов и расходов, а также подоходного налога чистая прибьшь составила 4 млрд дол. Но эти данные дают только частичное представление о прибьшьности компании.
Показатели прибыльности. Чтобы получить пригодные для дальнейшего анализа показатели прибьшьности, аналитику следует обработать эти показатели операционной прибыли. В состав показателей прибьшьности входят: оборачиваемость капитала; отношение чистой прибыли (Net available for total capital, NATC) к выручке от реализации - рентабельность реализации, или норма прибьши; средняя рентабельность совокупного, или полного, капитала (ROTC); средняя рентабельность акционерного капитала (ROE). 1985 год бьш удачным для General Motors. В производстве автомобилей коэффициент оборачиваемости капитала был равен 2,7, а рентабельность реализации составила 4,9%
объема сбыта. Из этих двух показателей мы получаем чистую рентабельность полного капитала - 13,2% (более высоким этот показатель был только в 1984 г.). Средняя рентабельность акционерного капитала (ROE) составила 15,0%.
Истолкование коэффициентов прибыльности. Для 1985 г. были характерны благоприятные общеэкономические и отраслевые условия, и компания General Motors увеличила сбыт автомобилей, грузовиков и автобусов на 13%. Продажи на внутреннем рынке составили 77% общей реализации и принесли 91% чистой прибыли. Отраслевые тенденции выразились в ценовой конкуренции с импортными автомобилями, результатом чего стало снижение на 2% чистой прибыли (по сравнению с 1984 г.) при значительном росте сбыта. Производственные издержки выросли из-за установки новой сети компьютеров и расходов на повы-щение эффективности производства. Событием на уровне компании стала интеграция в структуру управления компании системы электронных данных.
Располагая этими ключевыми показателями прибыльности, аналитик может приступить к анализу воздействия на прибыльность разных факторов - общеэкономических, отраслевьк и специфичных для компании. Являются ли результаты 1985 г. обычными и повторимыми, либо они отражают воздействие особых обстоятельств? Какие факторы способ-
Таблица 3.1. Консолидированный отчет о прибылях и убытках корпорации General Motors на 31 декабря 1985 г. (в тыс. дол.)
Чистая выручка от реализации96 371 700
Себестоимость реализованной продукции81 654 600
Сбытовые, общие и управленческие расходы4 294 200
Амортизация зданий и сооружений2 777 900
Амортизация производственного оборудования3 083 300
Амортизация нематериальных активов347 300
Расходы, всего92 157 300
Прибыль от основной деятельности4 214 400
Участие в неконсолидированных подразделениях иассоциациях 1 008 ООО
Проценты полученные1 328 300
Прочие доходы143 600
Доход, всего6 694 300
ПроценТЬ! уплаченные и другие расходы1 065 ООО
Прибыль до уплаты налога5 629 300
Подоходные налоги (США, штатов и зарубежные)1 630 300
Чистая прибыль3 999 ООО
Проценты, скорректированные на налог689 100
Чистая прибыль на совокупный капитал4 688 100
Анализ ценных бумаг
Аналитик ценных бумаг обрабатывает информацию и снабжает инвесторов максимально информативными и полезными данными о выпусках акций и облигаций. Аналитики стремятся к тому, чтобы их выводы о стоимости и рискованности ценных бумаг были надежными и основывались на фактах и принятых стандартах.
На основании этой информации и догадок о длительности времени, нужного, чтобы цена оказалась равна внутренней стоимости, аналитик может составить представление о вероятности получения спрогнозированного дохода. Именно таким образом анализ ценных бумаг оказывается основным инструментом выбора отдельных бумаг для покупки и продажи.
ствовали росту рентабельности? Насколько уязвима фирма к действию экономических факторов - национальных и международных? На какой уровень стабильности дохода по акциям может рассчитывать инвестор в ближайшие три-пять лет? Данные одного года могут быть или не быть показательными для компании, но они в любом случае существенны для выявления тенденций и, что еще важнее, для выявления признаков изменений базовых инвестиционных характеристик компании.
Уровень достоверности. Предыдущий пример показал, какие прогнозы участвуют в оценке текущей прибыльности компании. Прогнозы любого уровня - общеэкономические, отраслевые и на уровне компании - не свободны от ошибок. Поскольку прогнозы одного уровня опираются на прогнозы следующего, по мере продвижения от экономики к отрасли и к отдельной компании ошибки могут умножаться. Скорее всего, аналитику придется использовать показатель величины акционерного капитала и другие похожие оценки. Соответственно, ему следует обозначить уровень достоверности (или недостоверности) своих прогнозов, задав либо субъективную шкалу надежности (например, от 1 до 5) или возможный коридор значений.
При оценке акций прогноз доходов и дивидендов не является последним этапом. Последним становится выбор уровня капитализации доходов или дивидендов. В общем смысле термин уровень капитализации обозначает фактор, используемый для определения текущей стоимости либо спрогнозированных нормальных доходов (мультипликатор) или спрогнозированного потока дивидендов (ставка дисконтирования).
В конечном счете, инвесторы думают о доходе, который они получают в результате покупки и продажи акций. Поэтому большая часть инвестиционных исследований имеют целью анализ и оценку отдельных ценных бумаг.